Калининград "нулевых": до реформы в милиции нередко отмывали стены от крови

Самый громкий милицейский процесс был летом 2000 года

Журналисты Клопс.Ru ко Дню сотрудника органов внутренних дел решили вспомнить, как обстояли дела в правоохранительных органах Калининградской области ещё совсем недавно, когда бывшие рэкетиры сняли тренировочные костюмы и маски, переоделись в костюмы, занялись торговлей, строительством и политикой

Самый громкий милицейский процесс был летом 2000 года
Фото из архива УМВД РФ по Калининградской области

Журналисты Клопс.Ru ко Дню сотрудника органов внутренних дел решили вспомнить, как обстояли дела в правоохранительных органах Калининградской области ещё совсем недавно, когда бывшие рэкетиры сняли тренировочные костюмы и маски, переоделись в костюмы, занялись торговлей, строительством и политикой. Резонансные судебные процессы против высокопоставленных взяточников и истязателей в погонах, как правило, были результатом действий столичных оперативников.

Самый громкий милицейский процесс был летом 2000 года. Тогда за превышение служебных полномочий были осуждены 9 сотрудников уголовного розыска Московского РОВД Калининграда во главе с начальником УГРО Олегом Ведерниковым. Они обвинялись в истязании задержанных граждан и выбивании признательных показаний. При этом долгое время милиция Московского района давала чудесные показатели по раскрываемости и была на хорошем счету у вышестоящего начальства.

Уголовное дело довели до суда. Обвиняемых защищала лучшая пятёрка адвокатов Калининграда. Под конец судебного процесса один из них сразил меня фразой: "Дело не в том, бьют или не бьют в милиции. Конечно, бьют. Вопрос в том, доказано ли это". Олег Ведерников получил 5 лет условно и через несколько месяцев был застрелен у своего дома.

Самый чудовищный случай впоследствии произошёл в Светлом накануне празднования 90-летия Дня уголовного розыска. В результате изощрённых пыток три человека стали инвалидами. Тогда "отличился" весь отдел уголовного розыска во главе с начальником, а в помещениях, где велись "допросы", пришлось отмывать стены и полы от крови и в экстренном порядке делать косметический ремонт. Преступление было раскрыто благодаря сотрудникам ФСБ.

28-летний Тимур и его друг Василий не знали, чем закончится приятельский вечер в местном кафе "Причал на набережной" Светлого. Иначе ни в жизнь не пошли бы туда попить пива после работы. Когда они вышли из заведения, к ребятам подрулили двое товарищей в штатском, настроение у них, судя по внешнему виду, было весёлое.

— Пройдёмте, — приказали незнакомцы.

— А на каком основании, кто вы? — удивились друзья.

Товарищи предъявили красные корочки сотрудников милиции.

— Им объяснили, что на Тимура и Васю показал участковый Кулибаба, — вспоминала мама Тимура, Людмила Фёдоровна. — Якобы наши ребята его обижали.

Перед тем, как сесть в "воронок", Тимур успел позвонить своему старшему брату. То, что их увозят, заметил друг детства. Приехав в отдел, Олег увидел, что в коридоре на полу лежат его друзья, в крови, без сознания. Олега тоже стали бить, накинув на голову куртку. Парней обливали водой и снова били. Старший брат Тимура помчался в милицию.

— Их тут нет, — бодро ответили весёлые стражи порядка.

Василия нашли в кустах недалеко от милицейского забора. Парней вывезли на машине и бросили умирать.

Жертв милицейского зверства на "скорой" доставили в больницу Светлого. Врачи были шокированы. Тимура сразу направили в реанимацию, у него были повреждены практически все внутренние органы, перебита прямая кишка. Говорят, что в качестве орудия пытки в отделе использовали молоток. Василия, ветерана Чеченской войны, сразу прооперировали.

Матери и жены избитых ребят написали заявление в прокуратуру. Сначала возбудили уголовное дело по статье "Превышение должностных полномочий". После истязателям в погонах инкриминировалось умышленное причинение тяжкого вреда здоровью группой лиц.

Милиционеров приговорили к длительным срокам. Лишились должностей замначальника управления кадров УВД, начальник штаба, начальник милиции общественной безопасности Светловского ОВД. Начальник УВД Калининградской области Сергей Кириченко и его заместитель по кадрам Анатолий Кинкович попросили прощения у матерей и жён.

В марте 2002 года в Калининграде по подозрению в разбое с применением оружия были задержаны пять человек. Среди них — трое сотрудников УБОП, офицер юстиции из спецподразделения УИН) и бывший десантник. Но на законных основаниях пятерых подозреваемых отпустили на свободу.

Ночью в квартиру выходца из Азербайджана на улице Печатной ворвались трое в масках и камуфляжной форме. Стукнули хозяина по носу чем-то тяжёлым. Защищать его бросилась жена, которая сумела отогнать негодяев сковородками и поварёшками. Могучие "маски-шоу" тут же ретировались, не взяв ни копейки.

Потерпевший позвонил в милицию. Нападавших задержали. Прокурор Балтийского района Вячеслав Калинов, руководивший расследованием дела "оборотней", рассказал, что были арестованы ребята, которые воевали в Чечне, награждены орденами и медалями:

"На одной из платных автостоянок был задержан автомобиль "Мерседес", где находились четверо парней, чуть позже задержали пятого члена группы. В машине были обнаружены пистолет Макарова и обрез. Не исключено, что оружие было привезено из Чечни".

Все арестованные отказались от дачи показаний, хотя на первых допросах без адвоката один фигурант по делу написал "явку с повинной". Первым из-под стражи освободили самого молодого, затем по решению суда отпустили ещё двоих.

Четвёртый вышел под залог в 30 тысяч рублей, затем из СИЗО вернулся пятый. Он рассказал:

"В этот день мы с моим фронтовым другом Василием отдыхали, катались на "Мерседесе" по городу, за рулём был наш товарищ, майор милиции. В начале одиннадцатого припарковали машину на стоянке недалеко от гостиницы "Дейма". Водитель отлучился, а мы были возле автомобиля. Тут из дворов вырулила машина вневедомственной охраны. Нас всех задержали. При досмотре "Мерседеса" нас не было. Откуда там появилось оружие, не знаю". На вопрос, кто же напал на бедного предпринимателя, Дмитрий ответил просто: "Не знаю".

Дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Был 2002 год. До начала реформы в МВД оставалось 9 лет.

По подозрению в угонах машин и "сливе" информации одной из преступных группировок был уволен из органов Олег Шабалин, начальник уголовного розыска Светлого. За содействие криминалу лишился работы сотрудник УБОП майор Михаил Костерин. Он специализировался на возврате угнанных автомобилей за вознаграждение. Было возбуждено уголовное дело по контрабанде янтаря в отношении сотрудника вневедомственной охраны Аникеева, работавшего на Янтарном комбинате. За получение взятки был задержан сотрудник отдела по борьбе с экономическими преступлениями Балтийского района Калининграда. Офицер взял у предпринимателя 150 долларов. Лишился места автоинспектор ГИБДД области, который регистрировал автомобили своих знакомых во внеурочное время за вознаграждение.

В прокуратуре Балтийского района расследовалось уголовное дело против офицера милиции, торговавшего наркотиками в своём доме. В посёлке Прибрежный опер ОВД Балтийского района Евгений Снеговой, успешно окончивший Калининградский юридический институт, продал клиенту таблетки, содержащие наркотические вещества. Накануне профессионального праздника, Дня милиции, полицейские задержали Снегового при сбыте амфетамина в подъезде, где жил милиционер. Его 17-летняя покупательница призналась, что уже покупала "лекарство" у парня по имени Евгений. Снеговой — потомственный милиционер. Он получил 4,5 лет лишения свободы в колонии общего режима.

Бывший начальник милиции общественной безопасности Московского района Алексей Кривченков "отличился" в Чечне. Когда сотрудникам калининградской милиции недоплатили "боевые" и они смогли их выбить только через суд, подполковник Кривченков начислял себе деньги в полном объёме. На войне он был бухгалтером, под пулями не бегал. Но, судя по приказам по УВД, участвовал в боевых действиях и получал плату — около 20 тысяч рублей за 30 дней. Подполковника обвинили в совершении преступлений по статьям "Присвоение или растрата" и "Служебный подлог".

Генерал-майор Савва Леонов, бывший главный финансист Балтийского флота при командующем Владимире Егорове, а после вице-губернатор многие годы был личностью неприкасаемой для местных борцов с преступностью.

Наш Савва Леонов любил деньги, хотя получал из казны ежемесячно приличный оклад. Любил и "сладкое". 9 августа 2004 года его взяли с поличным при получении взятки. Леонов в это время лежал в госпитале Балтийского флота, в палате № 6. Предприниматель Валерий Невинский принёс ему 150 тысяч долларов в коробке из-под торта. Из госпиталя обоих отправили в изолятор временного содержания, затем в СИЗО.

Преступление было связано с продажей "автомобильных" квот: Савва Леонов возглавлял аукционную комиссию при обладминистрации. Губернатор Владимир Егоров расценил ситуацию как ЧП, но с должности Леонов не был уволен. После ареста председателя аукционной комиссии "выявлены серьёзные нарушения со стороны участников торгов и организаторов". Ходили слухи, что следом за замом губернатора за решётку отправятся и другие коррумпированные чиновники обладминистрации, но не вышло.

Во время следствия Невинского освободили от уголовной ответственности, так как взятку он давал по принуждению. Более полугода Савва Леонов знакомился с материалами дела, прочёл 7 томов по 250 листов. Из-за болезни арестанта перевели в больницу исправительной колонии № 8 в Калининграде. Здесь же, в "восьмёрке", 14 июля 2005 года началось предварительное слушание. Подсудимый заявил два ходатайства. Первое, чтобы его уголовное дело рассматривал суд присяжных, второе — изменить меру пресечения, выпустить из-под стражи под подписку о невыезде. Заседание в областном суде назначили на 8 августа 2005 года, но из-за болезни подсудимого отложили. Процесс конкурсного отбора присяжных застопорился. Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь в начале 2006 года.

Летом судебный процесс завершился. Подсудимый надеялся на снисхождение присяжных и помощь соратников, ведь брал взятки не только он один. Однако суд дал отставному чиновнику 7 лет "строгача" и оштрафовал на 100 тысяч рублей.

За время следствия и суда Савва Константинович здорово изменился, причём, по моему субъективному женскому мнению, в лучшую сторону. Он похудел, стал стройным, подтянутым мужчиной и словно сбросил десяток лет. Отпущенная в неволе аккуратная седая бородка была ему к лицу. Одетый во фланелевую рубашку в крупную клетку и простые тёмные брюки, Леонов совсем не походил на кадрового офицера в звании генерал-майора.

Потерпевшими по уголовному делу о вымогательстве взятки стали предприниматели Коровин, Невинский, Рожнова, Чернышев и Сидоров. 2 августа 2004 года в Калининграде прошёл очередной аукцион. Неожиданно для участников торгов комиссия приняла решение разделить нереализованные квоты 2004 года на три гигантских лота по 3800 автомобилей в каждом. Стартовая цена пакета — 380 тысяч долларов. Большинство из претендентов не смогли осилить такую сумму. Квоты достались трём предпринимателям по стартовой цене 100 долларов за штуку, а смогли бы продать, по меньшей мере, в десять раз дороже.

Сын генерала, офицер Балтийского флота Константин Леонов пытался оправдать отца, отвечая на вопрос, откуда у того огромные денежные запасы и столько недвижимости: "У отца по его служебному статусу должны были быть сбережения. Он всегда бережно относился к деньгам, — поведал наследник. — Моя тётя оставляла ему большую сумму на приобретение домов".

Когда государственный обвинитель Алексей Коноваленко задал вопрос о квартирах семейства Леоновых, Константин вышел из себя: "Я офицер! Обращайтесь ко мне, как положено по уставу. Как к старшему по званию, понятно вам, капитан?"

В зале воцарилась тишина. Застыли присяжные заседатели, адвокаты и государственный обвинитель с присвоенным без приказа министра обороны званием. В клетке замер подсудимый отец, но спустя мгновенье он улыбнулся. Судья Чернобылец сделал свидетелю замечание: "Вы в суде, здесь я закон и порядок. А командовать и наводить свой порядок будете на плацу".

Защитник Саввы Леонова добился запрета фотосъёмки в зале суда. Мне пришлось рисовать процесс в блокноте.

Савву Леонова досрочно освободили из колонии общего режима. К его чести, он ни на следствии, ни в суде не сдал своих соратников. Он скончался 13 марта 2013 года на 68-м году жизни.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру