МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Калининград

Историческая ценность или помеха прогрессу: калининградские власти пытаются понять, что делать с трамваями

Фото из архива "МК в Калининграде"

Трамвайная сеть Калининграда сегодня состоит из двух маршрутов, по которым курсируют около 20 вагонов. Последние несколько лет не утихают споры о ее дальнейшей судьбе: горожане создают петиции в поддержку трамваев, власти издают приказы о разборе рельсов, к работе подключился Следственный комитет.

«МК в Калининграде» решил заглянуть в будущее и разобраться, какая судьба для калининградских трамваев наиболее вероятна.

Что имеем?

О том, как сейчас выглядит городская трамвайная сеть, «МК в Калининграде» рассказали в администрации Калининграда, которую возглавляет Елена Дятлова.

«По информации Комитета городского развития и цифровизации администрации городского округа “Город Калининград”, действующая трамвайная маршрутная сеть города Калининграда состоит из двух маршрутов – № 3 и № 5 протяженностью 37 км. Маршрут № 5 обслуживается 12 вагонами, маршрут № 3 – 8 вагонами. Действующие маршруты планируется сохранить», — говорится в официальном ответе на запрос редакции.

Фото из архива "МК в Калининграде"

Также в городе есть недействующие маршруты — на проспекте Победы, улицах Пролетарской и Тельмана. Их судьба не так однозначна. Власти то и дело приступают к демонтажу путей, в то время как жители просят реконструировать маршруты.

Глас народа

Просьбы калининградцев вышли за пределы жалоб в комментариях на странице губернатора Алексея Беспрозванных «ВКонтакте». Весной 2025 года жители Калининграда записали обращение к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину из-за разрушения трамвайной сети в городе.

Активисты считают, что замена путей на автомобильные дороги плохо скажется на экологии и качестве жизни граждан. Обеспокоенные горожане попросили принять меры для восстановления всех закрытых трамвайных сетей в Калининграде.

Всего с 2024 года в администрацию города поступило около 40 обращений о сохранении сети. Однако уточняется, что 25 из них были получены от одного и того же заявителя.

Фото из архива "МК в Калининграде"

Ставшие предметом раздора трамвайные пути на улицах Пролетарской, Тельмана, а также на проспекте Победы не эксплуатируются уже около 10 лет и подлежат демонтажу из-за невозможности ремонта. Такие сведения редакции сообщили в городской администрации.

Изношенность зашкаливает

Масштабируя взгляд от конкретного участка до общего состояния трамвайной сети, редакция решила узнать о планах властей по работе с путями. В администрации областного центра заявили, что приступать к восстановлению необходимо в кратчайшие сроки:

«Для нормативной и качественной эксплуатации городского электрического транспорта необходимо в кратчайшие сроки приступить к модернизации инфраструктуры, так как без проведения данной работы обновление подвижного состава городского электрического транспорта и дальнейшее развитие маршрутной сети невозможны. Износ инфраструктуры в части кабельных и контактных сетей, тяговых подстанций, трамвайных путей в настоящее время достигает 90%».

Как мы уже поняли, часть путей не используется десяток лет, а часть почти полностью изношена. Почему за все эти годы ни нынешняя глава администрации Калининграда Елена Дятлова, ни ее предшественник (избиравшийся аж три срока подряд) Александр Ярошук ничего не предприняли ранее — непонятно.

Грядут обновления

Одновременно с восстановлением имеющейся сети нужно прокладывать новые рельсы. О планах по строительству «МК в Калининграде» сообщили в областном мининфраструктуры. Генеральный план, составленный в 2024 году, выглядит следующим образом:

Информация, предоставленная Министерством развития инфраструктуры Калининградской области

Обе идеи — и восстановление, и строительство новых трамвайных путей — благие. Но найдутся ли деньги для их воплощения в жизнь?

Будут ли деньги?

Глава администрации Елена Дятлова летом этого года оценила необходимую модернизацию трамвайных путей в 34 млрд рублей. Но у министерства развития инфраструктуры Калининградской области цифры другие.

Председатель профильного министерства Александр Рольбинов в ответ на запрос «МК в Калининграде» привел такие расчеты:

«В свою очередь, с учетом затратности мероприятий по модернизации инфраструктуры городского электрического транспорта (порядка 10 млрд рублей) и невозможности реализовать их самостоятельно в настоящее время на основании обращения Губернатора Калининградской области Алексея Беспрозванных с Правительством Российской Федерации прорабатывается вопрос об оказании содействия Калининградской области в реализации указанных мероприятий».

Как видно, суммы разнятся почти в 3,5 раза.

Фото из архива "МК в Питере"

На этом фоне 198 тысяч рублей, выделенные из городского бюджета Калининграда в 2025 году на капремонт трамвайных путей по проспекту Мира (от улицы Фестивальной аллеи до Бассейной), выглядят довольно скромно. На эти деньги удалось только заменить рельсошпальную решетку на проспекте Мира и улице Фестивальная аллея, уточнил Александр Рольбинов.

Фото из архива "МК в Калининграде"

Подведем итог: трамваи — это хорошо и экологично, жителям они нужны, а власти будто и бы и не против дать народу то, что он требует. Однако на практике выясняется, что все предыдущие годы трамвайная сеть оставалась без должного внимания, и некоторые ее части уже не подлежат ремонту. Составы изношены еще на действующих маршрутах, а о покупке новых для восстановленных сетей (если их восстановят) никто пока и не задумывается.

Есть вероятность, что эта вечная борьба «добра и зла» между горожанами и властями так и будет продолжаться, пока изношенными не окажутся 100% трамвайных путей Калининграда.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах