Александр Семакин: В жизни надо найти свою нишу

Совладелец ночного клуба NISHA, создатель ресторана RIOJA — о муках творчества, ресторанной индустрии, девушках и калининградском менталитете.

Совладелец ночного клуба NISHA, создатель ресторана RIOJA — о муках творчества, ресторанной индустрии, девушках и калининградском менталитете.
Фото: Наталья Фомина

— Александр, кем ты себя больше ощущаешь, плейбоем, ресторатором или диджеем?

— Я отношу себя к создателям. К творцам. Это во мне первично. Когда-то я плотно занимался музыкой, был диджеем, создавал большое количество эксклюзивного контента. Работа была не просто «включить — выключить», это было творчество в чистом виде. Что касается ресторанной индустрии, в ней аналогичная ситуация. Создание логотипа, меню, подбор оборудования, дизайн, ложки, вилки, карта вин и многое другое — это тоже своего рода создание чего-то нового, уникального. Плейбой? Ну, я таким родился.

— Что подвигло открыть ночной клуб NISHA?

— По правде, до «Ниши» я уже работал в подобных проектах. Начинал с «Матрицы», «Корвета», были объекты в Светлогорске и десяток других заведений. Так как по образованию я строитель-архитектор, то сначала это были рисунки дизайна, начинки, наброски какой-то общей концепции. Если говорить про NISHA, то это мой по-настоящему первый ребёнок.

Проект создавался два года. Много времени уделялось мелочам, начиная от поиска помещения и заканчивая цветом обивки на мебели. Если бы мы открыли клуб в районе Окружной, у него вряд ли был бы такой успех. Когда я впервые зашел со своими инженерами в это подвальное помещение (а там раньше располагалась котельная), они покрутили пальцем у виска.

Высота потолков здесь не превышала полтора метра, везде текла вода, канализационные сети были убитые абсолютно. После увиденного инженеры заявили, что не будут браться за работу, но у них не оставалось выбора — деньги были уплачены. Через три месяца ломания стен пришло понимание, что возведение этой Вавилонской башни никогда не завершится.

Пришлось снять костюм, надеть робу и взять в руки инструмент. Работали днём и ночью, порой едва ли не засыпали с лопатами. Чтобы опустить пол до нужного уровня, пришлось выкопать огромное количество грунта. В результате добрались до грунтовых вод, и несколько дней у нас там был собственный бассейн.

Когда построили, появилась задача грамотно всё преподнести, ведь на первый взгляд, ничего масштабного создано не было. Когда дизайнер рисует машину, ему кажется, что она уникальна, а вот человек со стороны скажет, мол, «ничего особенного». Его не будут интересовать цвет, кузовные линии или стекло, он воспримет это как чертёж средства для езды. Также и с клубом. Это место, куда просто приходят отдыхать.

— Как прошло открытие?

— Тихо. Когда пришли первые 20 человек, я бегал по клубу, стирал пыль, настраивал звук, контролировал каждую мелочь, боялся, что может что-то пойти не так. Спустя две недели привык, и наблюдал за всем происходящим уже с галёрки.

Всё делалось по наитию. Когда в мою команду приходили взрослые дядьки они поначалу с некоторым недоверием слушали молодого генерала, начитавшегося книжек, который их руками решил превращать теорию в практику. Но когда всё стало получаться и выглядеть так, как я себе представлял, у людей ко мне возникло полное доверие, и мы вместе трудились, не покладая рук, свято веря в успех. Доверие к лидеру — это важная составляющая победы. И работали мы исключительно на уникальность и качество. Искали свою нишу. А кто ищет, тот всегда найдёт.

— Ты вспомнил про клуб «Матрица». Просто интересно, почему он умер?

— В 90-е и в начале нулевых, большие клубы на 500 человек были достаточно популярны. Локация тогда была недостаточно важна и играла небольшую роль. Народ приезжал, тусил и расходился по домам. Прошло время, и сейчас глобальные тусовки переместились в небольшие нишевые заведения или стали квартирными. В идеале, ты приходишь в клуб, где практически все тебя знают, где обеспечена полная безопасность, и где ты чувствуешь себя максимально комфортно.

Что до «Матрицы» она умерла в том числе по причине плохого менеджмента, когда из неё ушла основная команда. Ребята стали теряться во вкусе. Популярное тогда R'n'B, сменилось другими направлениями, а подобрать новый, нужный подход к клубной публике не так просто. Люди приходят, улыбаются, им всё нравится, а через какое-то время разворачиваются на 180 градусов и уходят в другое место. К тому же ничего такого глобального в «Матрице» не происходило, просто на тот момент это было наиболее прогрессивное заведение в отношении света и звука.

— А для чего после NISHA ты начал создавать White bar, они же явно конкурировали между собой?

— Каким бы хорошим ни было место, находиться в нём десять часов невозможно. Это правило касается и NISHA. В определенной ситуации людям нужен трип (путешествие – прим. ред.) по нескольким заведениям, чтобы отдохнуть, попробовать что-то новое или просто сменить обстановку. Собственно, для этого White bar и создавался. Планировалось, что люди будут перемещаться между этими заведениями и не уезжать к конкурентам.

— Ты коренной калининградец. А смог бы жить в другом городе?

— Да.

— Думал над тем, чтобы уехать туда, где больше возможностей, больше денег?

— Разумеется, но это точно не Россия. К сожалению. Я родился в Калининграде, огромное количество раз был в Европе и меньше в России. Когда приезжаю на большую землю, то хотя ощущаю себя в своей стране, но вижу немного другой менталитет. Например, клубная индустрия в той же Германии, Испании на порядок выше. Люди больше работают, но и больше отдыхают.

— Ты тоже полагаешь, что у калининградцев свой менталитет? Уж сколько в спорах на эту тему сломано копий, и не писал об этом только ленивый, включая Кашина и Гришковца.

— Конечно, свой. А кто-то не согласен? Во-первых, надо учесть то, что в Калининграде нет базовой русской культуры, поскольку город изначально не был российским. Это не Ярославль, не Владимир, не Суздаль, где всё дышит родной историей. И здесь не как в Сибири или на Урале, где культура формировалась на протяжении веков и имеет свои уникальные черты.

Во-вторых, из нашей области сформировался своеобразный остров в европейском море. Да, мы часть сильной страны, только создаётся впечатление, что она от нас очень далеко. Из-за этого, наверное, люди страдают, но в тоже время и гордятся своей способностью выживать.

Калининградский менталитет — это синергия людей, не доехавших до Москвы и Питера. Они не отфильтровались туда по разным причинам. Кому-то не хватило денег, кому-то сил, кому желания, но понты столичного жителя в нас уже укоренились, и вот мы все тут такие живём. Глядя на остальные города немножко свысока.

Вроде ни у кого нет денег, но ходим по дорогим заведениям, покупаем немецкие машины, строим себе дома на берегу моря. Я был в Нижнем Тагиле, там очень хорошо живёт оборонка, много государственных заказов, и у людей денег больше чем у нас, но они проще в общении. И сразу располагают к себе. Нет ничего лишнего. Калининград на фоне Тагила выглядит как фэшн-город. Это не плохо, просто такое сравнение.

— Что ты имеешь в виду, говоря, что Калининград — фэшн-город?

— У нас на небольшое количество населения просто огромное число ресторанов, клубов, торговых центров и бутиков. Не так холодно, как на большой земле, люди лучше одеваются, никто особенно никуда не спешит и на работе не надрывается. И ещё мы быстро перенимаем самое лучшее.

Люди, даже непрофессионалы, ныряют в ресторанный бизнес и тратят большие деньги. Построить что-то стоящее в Калининграде — дорого. Всё привозное, начиная от оборудования, заканчивая персоналом. Что удивительно, большинство из вновь открывшихся держатся на плаву. Есть Москва, которая представляет собой страну в стране, а есть Калининград, который стоит на третьем месте по известности российских городов после двух столиц. У всех он ассоциируется с очень непонятным, но по-настоящему красивым и крутым городом. Просто у нас уже глаза замылились, а приезжим тут очень нравится.

— Есть ли какие-то минусы у клубной индустрии в нашем городе?

— Говоря откровенно, есть. Городу не хватает 150-200 тысяч потенциальной целевой аудитории (попросту говоря, приезжих), которая, к примеру, приросла во время чемпионата мира по футболу. Тогда все были в шоколаде. Во время матча Хорватии мы запускали всех — это был просто праздник какой-то! Если сейчас ночью отдыхают примерно 2 тысячи человек по всему городу, то прибавь еще столько же, и везде будет битком. Многие мечтают, что проспект Мира, наконец, станет пешеходной улицей от парка Калинина до драматического театра, где можно будет просто гулять и посещать интересные заведения. Если всё сконцентрируется, условно, в одном месте, любителям ночной жизни будет легче ориентироваться, а сотрудникам полиции проще поддерживать порядок.

Повторюсь, приблизительно так было во время чемпионата ФИФА. Потом все уехали, и начались суровые осенние вечера. Когда у кого-то проблемы в бизнесе — это плохо, но когда они у всех, будет происходить «отстрел» слабых. Тем не менее я считаю, что с каждым годом индустрия развлечений всё больше развивается. Если раньше было с десяток крупных заведений и народ был менее избирателен, то сейчас клубная этика стала брать верх. Публика стала намного сложнее, но зато с ней интересно работать. У каждого заведения есть своя целевая аудитория.

— На кого ты ориентируешься?

— Наши клиенты — это люди 30 плюс. Успешные уставшие бизнесмены и молодые перспективные девушки.

— Ресторан RIOJA — тоже твой проект. Как ты пришел к идее его открытия, всё-таки клуб и ресторан — разные вещи?

— В какой-то момент я понял, что в клубной индустрии не существуют законов как таковых. Идёт перебор всего подряд. Непонятно, какая музыка стала модной, непонятно, в каком формате в принципе двигаться дальше, и такие вопросы возникают регулярно. Что в России, что в Европе из-за перенасыщения рынка получилась какая-то каша. К тому же у нас у всех наверняка была голубая мечта — маленький ресторанчик на побережье.

В один прекрасный день мы с напарником решили: не на побережье, и не маленький. Пусть ресторанный бизнес и не такой прибыльный как ночные клубы, но он очень увлекательный и более спокойный. Кроме того, по ресторанам ходят люди от 20 до 65 лет, что делает этот бизнес стабильным и не таким взрывоопасным, как клубный.

— Почему именно испанская кухня?

— Я люблю Испанию и часто там бываю. Местная кухня очень простая, и в тоже время пальчики оближешь, но что касается презентабельности, с этим пришлось немного повозиться. Сами испанцы, кстати, не особо заморачиваются, как выглядит еда, главное, чтобы было вкусно и сытно, но у калининградцев к подаче блюд сложились более высокие требования.

— А что думаешь о стриптиз-клубах? У нас эта культура не очень прижилась, хотя по России в целом развита неплохо.

— Тут всё идёт от того, что делать стриптиз в одной деревне для одних и тех же людей нерентабельно. Через три-четыре подхода ты будешь знать, как зовут стриптизёршу, как зовут её маму, детей, первого парня и одноклассника по парте. Ничего нового она тебе уже не расскажет, не станцует… ещё и женишься на ней. Калининград и большая Россия — немного разные истории. Даже в небольших городах страны огромный поток проезжающих людей, а кто у нас основные любители стриптиза? Таксисты, дальнобойщики, залётные бизнесмены и командировочные. Получается быстрая недолюбовь: посмотрели и ушли. Не думаю, что такой бизнес можно сделать на местном населении. Есть, конечно, у нас известное всем заведение, но индустрия как таковая в городе отсутствует.

— Наливать алкоголь по 50 граммов — это чисто русская история? Почему в RIOJA — 40? Европейские стандарты?

— Глобально я об этом не задумывался, но есть форматы ещё круче, где наливают по 30. Вообще рестораны такого формата как RIOJA — это не то заведение, куда тебе хочется просто прийти поесть, здесь ты отдыхаешь, не жалеешь тратить своё время. У любого хорошего ресторана достаточно высокий кост (cost (англ.) цена — прим. ред.) на продукты, да и издержки по тому же алкоголю, потому что всё максимально прозрачно и легально. Здесь вам не нальют из-под полы и не предложат свои собственные настойки, к примеру. Вы получаете качественный, оригинальный напиток. История с какими-то скидками, бонусами — это тоже не совсем про нас. Проще подарить компании гостей бутылку вина, когда они хорошо посидели, у них достаточно крупный чек.

Если вы в баре, то вас встречает администратор или директор, вы постоянный гость, и пусть бокал того же виски для вас будет в качестве комплимента. Это намного проще и порой даже приятнее для гостей, чем пластиковая карточка с пятипроцентной скидкой. К этому нужно привыкнуть.

— Какая страна привлекает кроме России?

— Как ни банально, Польша.

— А город?

— Конечно, Гданьск. Огромный туристический город, в круто развивающейся стране с большими населением и территорией. Идеально подходит под мой формат, и ничего подобно Nisha там нет. Поляки очень консервативны. Хорошая кухня, вкусная. Как и литовцы, они не экономят на порциях, потому что бизнес работает постоянно, и никто не испытывает желания сэкономить три грамма. Ты заходишь в любое заведение и понимаешь, что поток туристов не сезонный, он просто бесконечный. Народ не сидит на пляжах, люди всегда где-то ходят и ходят, и заведения вечно переполнены. Когда-нибудь что-то там открою, если позволят. Но опять же, информация для размышления: там то же море и та же погода, что у нас.

— Какая у тебя любимая машина?

— Последняя. А вообще люблю немецкие спортивные. Porsche в особенности. Больше ценю визуальную составляющую, чем техническую, в последнем к немцам претензий никогда не было.

— Есть какое-то хобби?

— Музыка. Если человек когда-то начал писать или рисовать, он всю жизнь продолжает этим заниматься. Мне нравится делать то, что я смогу после себя оставить, чтобы я мог этим поделиться. А в качестве отдыха могу съездить с друзьями на рыбалку. Если даже ничего не поймаем, купим в магазине и скажем, что это наш улов.

— Ты много путешествовал. Где самые красивые девушки в мире?

— На Кубани, Урале и в Калининграде. У нас всё-таки красивые женщины оттого, что много было красивых понаехавших людей из разных частей России. Смешение кровей.

На Урале и Кубани чувствуется порода. Там девушки более контактны, более просты, и как-то более душевны что ли. Не могу сказать, что красивых девушек много в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, там просто очень много жителей и туристов.

— Какие планы на будущее?

— Я в любом случае открою заведение рядом с морем. Это будет небольшой ресторан в Зеленоградске. Называться будет «Брют», специализация — белое вино и морепродукты. В России привыкли пить вино, а его нужно есть.

— Я понимаю о чём ты, правда, у нас обычно едят водку.

— Вот-вот. А хочется создать именно такое место… для настоящих ценителей. К тому же главной фишкой ресторана будут его стеклянные стены. Пусть там будет всего десяток столиков, но люди смогут любоваться морем при любой погоде. Всё-то, чего не хватает Балтике, мы привезём, в том числе и тепло. Если откроемся, то работать будем с 6 вечера до 12. Пусть человек приходит после тяжелого рабочего дня и любуется изменчивой погодой за бокалом вина. Думаю, многим это придётся по вкусу.

В планах также продажа франшизы ночного клуба NISHA. Мы долго и упорно над этим работали, и у нас получился впечатляющий документ на несколько тысяч страниц. Где учтены все нюансы бизнеса — от дизайна и света до обучения персонала. И это не просто «вот вам руководство, делайте». Это такой подход, когда целая команда приезжает в пункт назначения и ставит бизнес с нуля. Прибыльный бизнес, замечу. И я сам собираюсь в этом проекте участвовать и контролировать его лично.

— Совсем забыл спросить, а откуда взялось название NISHA?

— Однажды я подумал, что успех человека — это множество факторов, слившихся в один. Многое зависит от того, что тебе дали родители, от круга общения, от связей и от удачи. Удача тоже очень важна. Ведь найти своё место под солнцем очень непросто, потому что всегда найдутся другие желающие погреться в его лучах. И тут либо толкаться локтями и ногами, кусаться и нападать, либо найти свою нишу, в который ты разбираешься так хорошо, что уже никто тебя не сможет задвинуть в тень. Такая ниша есть у каждого человека, просто её надо найти.

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру