«Калининградский лайфхак»: как решить спор по ОСАГО со страховой компанией

21.06.2019 в 10:35, просмотров: 711

«Калининградский лайфхак»: как решить спор по ОСАГО со страховой компанией

Этим летом в России начал работать еще один государственный институт правозащиты граждан – финансовый омбудсмен. Какие вопросы можно решить с его помощью, разберемся.

Уже сегодня все проблемы с ОСАГО, КАСКО или ДСАГО можно решить через финансового омбудсмена. Уполномоченный по финансовым вопросам осуществляет досудебное урегулирование споров между потребителями и финансовыми организациями.

Когда я могу рассчитывать на бесплатную помощь?

Если вы попали в автоаварию, но страховая компания отказывается делать выплату или сделала ее не в полном объеме, или же имеются претензии к качеству работы - вы можете смело обратиться к финансовому омбудсмену.

Однако процедура не так проста. До обращения к финансовому уполномоченному вам придется направить заявление в страховую компанию, к которой есть претензия. Только после получения ответа от страховщика, вы будете вправе обратиться за помощью. Исключение составляет, если ответ страховщик не предоставил в установленные законом сроки.

Важный момент, чтобы омбудсмен взялся за ваше дело, финансовая организация, к которой есть претензия, должна входить в Реестр организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным, или в Перечень организаций, которые организуют взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе. Кроме того, размер требований к финансовой организации не должен превышает 500 000 рублей. Ограничений по размеру заявляемых имущественных требований по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств нет.

Принятие и рассмотрение обращений финансовым уполномоченным осуществляются бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.

Порядок рассмотрения обращений

Заявление к финансовому омбудсмену необходимо направить в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте https://finombudsman.ru/lk/login либо по почте на адрес: 119017, г. Москва, Старомонетный переулок, 3, АНО "СОДФУ". К обращению обязательно должны быть приложены: переписка с финансовой организацией, копия договора с финансовой организацией, а также все иные документы по существу вашего требования. В течение 3-х рабочих дней со дня поступления сообщения омбудсмен направит ответ о принятии к рассмотрению либо об отказе. Если ваше заявление было принято, ответ вы получите в течении 15 рабочих дней. Информацию о принятом решении финомбудсмен параллельно направит и страховщику. Однако, если по предмету спора нужно произвести независимую экспертизу, рассмотрение приостанавливается на время экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.

Если вы все-таки недовольны решением финансового уполномоченного, то остается последний шанс – в течении 30 дней после получения ответа обратиться в суд и заявить требования в установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Обязана ли страховая выполнять решение финансового омбудсмена?

Решение финансового уполномоченного подлежит обязательному исполнению финансовой организацией в указанный в решении срок. Если оно не исполнено, потребитель в течение 3-х месяцев с даты, когда должно было быть исполнено решение, может повторно обратиться к финансовому уполномоченному для выдачи специализированного удостоверения. На основании этого документа судебный пристав-исполнитель приводит решение финансового уполномоченного в исполнение уже в принудительном порядке.

Кроме этого, если финансовая организация не исполнила в добровольном порядке решение, суд на основании заявления потребителя взыскивает в пользу потребителя с финансовой организации штраф в размере 50 процентов суммы требования потребителя.

А что если я имею претензию к банку или МФО?

Сегодня к финансовому омбудсмену можно обратиться только по вопросу претензии к страховой компании. Но уже с 1 января 2020 года обратиться за помощью к омбудсмену можно будет также в отношении всех микрофинансовых организаций. А начиная с 2021 года - в отношении всех кредитных организаций, кредитных потребительских кооперативов, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов.

Комментарий эксперта

Ирина Ожиганова, юрист регионального центра финансовой грамотности:

«Здесь возникает две стороны медали. С одной стороны, потребитель экономит на судебных издержках, так как он имеет институт досудебного урегулирования. Но есть момент, потребитель лишается возможности получить штрафы, пени и неустойки от финансовой организации, так как они присуждаются в судебном порядке.

Это первый институт досудебного урегулирования в нашей стране, поэтому возможно будут корректировки, но на сегодня в соответствии с законом финансовый уполномоченный только разрешает конфликт, по существу. Никакие компенсационные вещи он не присуждает, поэтому здесь потребители теряют.

Можно сказать у нововведений есть плюсы и минусы. Какое отражение закон найдет в жизни, насколько будет положительный эффект от него мы увидим только на практике».

Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по Телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.