Учитель Грицкова: для первоклассника школа — это целый неизвестный мир

Учитель Грицкова: для первоклассника школа — это целый неизвестный мир
Тема нежелания ребенка идти в школу знакома многим родителям. Фото: архив МК в Калининграде

Тема нежелания ребенка идти в школу знакома многим родителям. О причинах и возможных решениях рассказала учитель начальных классов Тамара Грицкова.

Эксперт считает, что все причины можно разделить на две большие группы: те, что связаны с внутренней тревожностью и адаптацией, и те, что вызваны конкретными проблемными ситуациями в школе. Первая группа причин коренится в личностных особенностях ребенка и этапе его развития.

Для первоклассника школа — это целый неизвестный мир со строгими правилами и новыми требованиями, и страх перед этой неизвестностью абсолютно естественен. Малыша может пугать сам факт смены деятельности, необходимость долго сидеть на месте или новый авторитетный взрослый — учитель.

У детей постарше, во втором-третьем классе, на первый план часто выходит страх неудачи. Появляется боязнь сделать ошибку, получить плохую оценку, показаться недостаточно умным или способным на фоне одноклассников. Эта тревога особенно свойственна чувствительным, эмоциональным и ответственным детям, которым требуется чуть больше времени и терпения для привыкания к любым изменениям.

Нельзя сбрасывать со счетов и общую перегрузку: усталость от большого количества кружков, недосып и недостаток времени на простую детскую игру приводят к тому, что школа начинает ассоциироваться исключительно со стрессом и напряжением. В этом случае ключевая роль родителей — обеспечить ребенку надежный тыл. Важно создать стабильный и предсказуемый режим дня, который сам по себе снижает тревожность, давая ощущение контроля и безопасности.

Лучше всего подойдет доверительный разговор, в котором вы признаете право ребенка на его переживания, говоря: «Я понимаю, что ты волнуешься, это нормально». Ни в коем случае нельзя обесценивать его страх. Очень помогает мягкая адаптация через игру, например, проигрывание школьных ситуаций с игрушками, где можно поменяться ролями.

Бывают ситуации, когда нежелание идти в школу — это тревожный звоночек о более серьезных проблемах, и здесь одной поддержки уже недостаточно. Речь может идти о конфликтах с одноклассниками, вплоть до травли, о сложных, напряженных отношениях с учителем или о систематической неуспеваемости по какому-либо предмету.

Ребенок может бояться конкретного урока, например, физкультуры, если у него что-то не получается, или выхода к доске, если он стесняется. Если вы подозреваете нечто подобное, ваши действия должны быть более активными и направленными на диалог со школой. Нужно постараться осторожно выяснить суть проблемы, задавая ребенку не общие, а более конкретные вопросы: с кем он сидит, с кем играет на переменах, что было самого хорошего и самого неприятного за день.

Следующий обязательный шаг — немедленно связаться с классным руководителем. Не с обвинениями, а с позиции союзника, который хочет разобраться в ситуации: «Я вижу, что ребенок расстроен, помогите, пожалуйста, понять, что происходит». Только действуя сообща с учителем и школьным психологом, можно решить проблему конфликта или неуспеваемости. В этом случае мотивация вернется к ребенку сама собой, как только будет снята основная проблема: когда появится друг, наладятся отношения с педагогом или будет разобран сложный учебный материал.

Главное — всегда оставаться для ребенка самым надежным оплотом и помнить, что его нежелание идти в школу — это не каприз, а просьба о помощи, которую мы, взрослые, должны услышать и вместе на нее отреагировать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру