Обычно ребенок игнорирует нас не потому, что вредничает, а потому, что мы сами невольно учим его нас не слушать. Мы просто забываем, что дети воспринимают все не так, как взрослые. Об этом рассказала клинический психолог Лариса Верчинова.
Вот что мы делаем не так:
- Разговариваем между делом. Мы говорим с ребенком, не отрываясь от телефона или стоя у плиты. А для него это явный знак: «Сейчас маме или папе важнее что-то другое». Чтобы тебя услышали, нужно быть здесь и сейчас.
- Читаем длинные нотации. Простая просьба «убери в комнате» тонет в получасовой лекции о порядке. Мозг ребенка отсеивает этот «шум» и просто не находит в нем сути.
- Кричим из другой комнаты. Для ребенка крик из-за стены или с кухни — это просто фон, как шум из телевизора. В этом нет никакого авторитета, одно лишь раздражение.
- Задаем риторические вопросы и критикуем. Фразы вроде «Ну почему у тебя опять бардак?» или «Вечно ты копаешься!» ребенок воспринимает не как просьбу, а как нападение. И его первая реакция — защищаться.
Что же поможет?
- Оказаться рядом. Прежде чем что-то сказать, подойдите и присядьте рядом, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Легко дотроньтесь до плеча. Так вы покажете: «Я с тобой, и это важно».
- Говорить коротко и понятно. Вместо: «Сколько можно сидеть в планшете, глаза сломаешь!» — просто скажите: «Через 5 минут выключай планшет. Пора за уроки». Одна короткая фраза — одна просьба.
- Попросить повторить. Убедитесь, что вас поняли. Спросите спокойно: «Так, что ты сейчас будешь делать?» Не как на экзамене, а просто чтобы проверить, сошлись ли вы в понимании.
- Объяснять последствия, а не угрожать. Вместо ультиматума «Если не уберешь, никакого телевизора!» предложите вариант: «Когда ты уберешь конструктор, мы сможем почитать сказку». Акцент на хорошем результате, а не на наказании.
Главное — помнить, что общение с ребенком, это не борьба за власть, а способ стать ближе. Стоит нам перестать «вещать» и начать обычный разговор, мы увидим перед собой не стену, а человека, который сам очень хочет, чтобы его услышали. Но для этого нужно и его уметь слушать.
Ранее «МК в Калининграде» писал о том, что гиперопека и постоянная критика могут привести к застенчивости у юных калининградцев