К концу лета 2025 года фондовые показатели нефтепродуктов достигли рекордных высот, что вызвало заметный рост цен на бензин и дизель на заправках по всей стране. О том, как формируется стоимость топлива и о причинах дефицита, рассказал Михаил Пермин, который занимается развитием компании ООО «РМ ОИЛ».
Эксперт рассказал, что ценообразование на нефтепродукты, включая дизельное топливо, формируется под влиянием ряда ключевых элементов, которые напрямую воздействуют на розничную стоимость. К основным из них относятся: международная политика, требования к экологии, фискальное бремя и глобальные сдвиги на нефтяном рынке.
Летом цены на дизель традиционно возрастают. Основная причина — повышенный спрос в аграрном секторе из-за посевной и жатвы. Кроме того, туристический сезон усиливает потребность в горючем: многие россияне предпочитают поездки на личных автомобилях с экологически чистым топливом.
Санкции также оказали влияние на рынок — ранее издержки на извлечение и рафинацию нефти окупались за счёт поставок за рубеж, особенно в Европу, где цены существенно выше внутренних. Теперь эти каналы закрыты из-за ограничений.
Эксперт также напомнил, что в последнее время усиливаются нормы по воздействию на окружающую среду для автотранспорта. Это охватывает ограничения на эмиссию CO2, оксидов азота и твердых частиц. Для соответствия международным экологическим критериям производителям приходится устанавливать передовые системы очистки, включая сажевые фильтры, устройства для улавливания выхлопов и другие инновации. Подобные меры повышают себестоимость производства, что отражается на итоговой цене дизельного топлива.
В настоящее время около 80% цены за литр топлива приходится не на производственные расходы или логистику, а на различные отчисления: налоги, пошлины и акцизы.
Помимо этого, стоимость нефти в мире подвержена колебаниям под влиянием множества обстоятельств, таких как события в странах-экспортерах, вариации обменных курсов и постановления ОПЕК.
Даже если сырая нефть дешевеет, процесс её переработки в дизель остается затратным, что сказывается на конечном продукте. Кроме того, в последние годы осваиваются менее продуктивные месторождения, что делает рафинацию дороже и, соответственно, поднимает цену.
Стоимость дизельного топлива складывается из взаимодействия нескольких значимых компонентов. Российские власти заинтересованы в контроле над инфляцией цен на топливо, поскольку оно играет ключевую роль в общем уровне инфляции.
Одним из эффективных способов стабилизации может стать корректировка акцизов и ставки НДС в сторону снижения. Хотя такая политика будет сложной для бюджета, она поможет ЦБ достичь целевых показателей по инфляции.