Музей Калининградской железной дороги: последняя станция железных гигантов

Паровозы в Калининграде? Это не фантастика, а экспозиция.

Паровозы в Калининграде? Это не фантастика, а экспозиция.
Фото: Наталья Фомина

Знаете ли вы, что в столице самой западной области России есть железнодорожный музей? Часть его экспозиции — фотографии, исторические документы, рассказывающие о становлении Калининградской железной дороги, модели паровозов находится в Доме культуры железнодорожников. А вот самые настоящие образцы железнодорожной техники разных лет размещены на открытой площадке — прямо над перронами автовокзала.

Добраться до неё непросто. Нужно перейти улицу Киевскую, зайти во двор управления железной дороги, подняться по крытой лестнице в конце двора, перейти пешеходный мостик над дорогой, и вот вы на месте. Музей небольшой, его площадь 570 квадратных метров. Здесь размещено более 40 экспонатов различной железнодорожной техники, все они в полном порядке, начищены и покрашены. Около каждого объекта размещены подробные таблички с информацией.

Открылась постоянная выставка в 2000 году. Вход бесплатный, нет тут и смотрителей.  Впрочем, по предварительной заявке по телефону можно заказать экскурсионную услугу. Тогда появится возможность осмотреть технику изнутри.

На музейной площадке представлены различные типы путевых решёток (комплектов шпал с рельсами), железнодорожные вагоны, паровозы, тележки, краны, семафоры. Всё очень интересно и познавательно.

Пассажирский вагон выпуска 1879 года изготовлен на Александровском литейно-механическом заводе Санкт-Петербурга. 40 посадочных мест, длина 9,6 метра. Так и представляешь себе барышень в длинных платьях и шляпках, выходящих из него на перрон. Данный вагон эксплуатировался в поезде пригородного сообщения Калининградской железной дороги с 1946 по 1959 год. А потом до 1980 года использовался для проживания ремонтной бригады на дальних перегонах. Более сотни лет служил людям верой и правдой.

Вагон-салон № 70010, год выпуска 1937-й, длина 20 метров. Вагоны такого типа (с клёпаным кузовом) строились в России с 1896 года и предназначались для служебных поездок высшего руководства по Варшаво-Венской, Китайско-Восточной и Владикавказской железным дорогам.

Паровоз серии Л-0282, сделан в 1948 году на Коломенском машиностроительном заводе имени Куйбышева. Конструктивная скорость 80 километров в час, мощность 2тысячи 200 лошадиных сил. Этот паровоз эксплуатировался на Калининградской железной дороге до 1984 года. Потом, в 1985 году, был установлен как памятник у железнодорожного переезда на улице Суворова, а в 2000 году «переехал» в музей.

Колёсные пары паровоза Л-1282.

Вагон-прачечная. Переоборудован в 1960 году из старого грузового вагона.

Крытый грузовой вагон с тормозной площадкой.

Маневренный тепловоз ТГК2 № 5998. Выпущен в 1981 году Калужским машиностроительным заводом. Мощность 250 лошадиных сил, скорость 60 километров в час.

Паровоз серии ТЭ-4564, год выпуска 1943, Германия. Более 2 тысяч этих паровозов поступили на железные дороги СССР в качестве трофеев и по репарации. Аббревиатура «ТЭ» означает трофейный, аналогичный серии «Э» по характеристикам. В послевоенные годы железнодорожники в общении друг с другом называли эти локомотивы «фрау».

А это широко известный моторный вагон дизель-поезда серии 91 № 590. Построен в 1976 году локомотивно-вагонно-машиностроительным заводом ГАНЦ-МАВАГ города Будапешта Венгерской республики. Мощность 730 лошадиных сил, конструктивная скорость 120 километров в час. Эксплуатировался в Калининграде до 2012 года.

Гидроколонка 1890 года для заправки тендеров паровозов водой. До 1945-го служила Германии, а после войны, до 1985 года находилась в паровозном депо Калининградской железной дороги.

Это замечательное место. Поскольку является не просто средоточием предметов или знаков прошлого. Здесь находятся символы путешествий — паровозы, вагоны... Когда-то, радостно стуча колёсами на стыках рельсов, они курсировали по нашей большой стране. А сегодня замерли на последней станции. Ведь на свете нет ничего бесконечного. Кроме мечты.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру