Ужасы нашего городка: многоквартирный дом в Калининграде десятилетиями точит вода в подвале

Почему в России ответственность чаще наступает не до, а после?

Почему в России ответственность чаще наступает не до, а после?
Фото: Наталья Фомина

В доме № 17/27 по улице Куйбышева в областном центре из года в год повторяется одна и та же история. Во время дождей подвальные помещения жилой пятиэтажки превращаются в Венецию, где без опытного гондольера не обойтись. За долгие годы тесного соседства с водой цемент в стенах отсырел и разрушается, кирпичная кладка местами потеряла прочность, деревянные конструкции сгнили и обрушились, а водопроводные и канализационные трубы проржавели до дыр. Жильцы уверены: дом кому-то сильно мешает. Ведь их восьмилетняя борьба за жизнь строения, которое вот-вот может рухнуть, ни к чему не привела.

Подвальные ужасы

Станислав Эдуардович Рудинский не спеша выбирается из подвальных глубин. В руках у него фонарик и телефон. Как бы странно ни прозвучало, хорошего освещения здесь нет. Тем не менее на протяжении нескольких лет пенсионер периодически спускается вниз и делает осмотры. Смотрит, не отвалилось ли что.

— Этот дом строили военные, — рассказывает мужчина. — КЭЧ строила. По плану у нас должны были быть подвалы из кирпича, но кирпич разворовали, и кладовки пришлось сооружать из досок. Ныне всё уже погнило. А как только дождь пройдёт, вода по колено стоит. Пойдёмте, я вам покажу, как наш дом разрушают. Вы сами всё увидите.

— А кто разрушает?

— Так вот эти, чиновники. Сколько раз мы писали, требовали сделать капитальный ремонт. Ответа никакого. Им выгодно, чтобы дом рухнул. А потом тех, кто уцелеет, расселить и построить здесь новое здание! — распаляется пенсионер.

По его словам, дом был сдан в 1969 году, и сразу не обошлось без серьезных переделок. Во время строительства произошло оседание фундамента торца со стороны подъезда № 27. Причиной послужили подземные родники, образовавшие в грунте плывун (насыщенный водой грунт, обычно песок или супесь, который способен разжижаться под механическим воздействием — прим. автора). Чтобы избежать обрушения, угол здания там разобрали до основания, фундамент укрепили. В 1970 году приёмная комиссия подписала акт приёмки работ.

Однако результат жильцов не порадовал. В результате откровенной халтуры подвальные окна остались без специальных бордюров, что привело к затоплению подвалов во время осадков. Кроме того, неправильно занизили уклон крыши и заузили крышки вентиляционных каналов.

— После ввода в эксплуатацию капитальный ремонт у нас делали пять раз. Вот только толку от такой работы никакого, — сетует Станислав Эдвардович, приглашая меня на экскурсию в подвал. Рукой на стене он нащупывает выключатель, загорается пара тусклых лампочек.

— Это можно не фотографировать, — советует пенсионер, показывая на ржавый стояк и новые оголённые труб из ПВХ. — Их в 2007 году управляющая компания Ленинградского района поставила. Трубы щуплые, без теплоизоляции, посмотрите, как провисли. Да и какой с них толк, когда остальная часть проржавела.

Трубы и в самом деле достаточно ветхие для того, чтобы лопнуть в любой момент. Прямо на глазах возникают мокрые пятна на стенах. Реальная ситуация очевидно контрастирует с отписками чиновников. Проходя вглубь, понимаешь, насколько всё запущено и удивляешься: неужели власти этого не видят? А если видят, знают, но наплевали… кто ответит — если что?

— И что, тут всегда так? — пытаюсь говорить спокойно.

— Увы. Как только пройдут осадки, здесь намного хуже, — вздыхает пенсионер. — Стены под подвальными окнами полностью разрушены, пол сами видите, крошки остались. Бетонные плиты трескаются, снизу грунт постоянно подмывается. А вот тут у нас небольшое озеро. — Рудинский направляется в угол подвала и берёт в руки лопату. — Вот я сейчас её опущу, и тут где-то полметра глубины, а то и больше. Пол обвалился несколько лет назад. А теперь представьте, что творится внизу. Там самый настоящий плывун, который рано или поздно разрастётся, полностью вымоет грунт и дом… рухнет.

Возле дома всё в ажуре

Обойдя подвал, мы поднялись на поверхность, где на первый взгляд всё выглядит более-менее прилично. Клумбы с цветочками, лавочки для стариков, бровка, заасфальтированная дорога и даже мини-парк с деревьями и газончиком. На фоне этой идиллии выделяется забор из металлического сайдинга — за ним гудит строительство десятиэтажки. По словам Станислава Эдуардовича, раньше там была школьная теплица, где выращивали овощи.

— Землю продали, теплицу снесли, в 2017-м начали строить. У нас никто не спрашивал, нужен нам такой сосед или нет. Мы даже на имя Путина коллективный протест писали. Писали и губернатору Алиханову, и мэру Ярошуку, даже председателю Областной думы Оргеевой писали. Всё почему? Потому, что долгие годы нам отказывают в просьбе сделать ливневую канализацию с тыльной стороны нашего дома и укрепить фундамент. Здание и так уже даёт осадку, по стенам трещины, сами же видите. Стройка только усугубит положение. Но нас никто слышать не желает. Конечно, по закону публичные слушания для разрешения не нужны, вот только можно ли было давать это разрешение, учитывая положение нашего дома?

Свои обращения пенсионер бережно хранит в больших папках. Каждое из них подписано на отдельном листке цветным маркером. К некоторым подшиты однообразные ответы бюрократов. Типа: «Ремонт у вас осуществлён, подвалы сухие, а хотите, чтобы дом стоял и дальше, собирайте деньги».

Под словами «ремонт у вас осуществлён», министерство строительства и ЖКХ правительства Калининградской области подразумевает, что: в 2007 году за счёт городского бюджета был произведён ремонт кровли указанного здания — с заменой покрытия из наплавляемого материала, заменой водосточной системы. Были утеплены торцевые стены фасада, заменён нижний розлив системы отопления. И далее: в 2010 году тут проводились работы в рамках программы «План капитального ремонта улично-дорожной сети и внутримикрорайонных, внутриквартальных дорог и проездов города Калининграда». Звучит красиво, но, по сути, это простое закатывание бюджета в асфальт. Хотя бы потому, что в ходе «преобразований» были… засыпаны два из трёх колодцев. Что до водосточной системы, так её сейчас нет. Труб стало меньше, их диаметр по сравнению с советскими, сокращён в два раза, свою функцию они выполняют с трудом.

Кроме дома 12/27, аналогичные работы по благоустройству дорог проводились рядом, на Куйбышева, 29/39. Там асфальт положили так, что дождевая вода стала уходить не по направлению вниз к основной дороге, а стекать вбок, собираясь у подтопляемого дома.

— Ещё в десятом году сюда подвели автомобильную дорогу, — отмечает Рудинский. — Мы, жильцы, своё согласие не давали, потому как тяжелая техника только усугубила бы ситуацию с нашим домом. Однако дорога шириной четыре метра была построена. И ладно, если бы трудились качественно, так ведь ни одной ливнёвой канализации не сделали. Заморачиваться не стали и потом. Года три назад в дороге пробили дыру, через которую вся вода уходит в землю. А затем к нам в подвал! — возмущается пенсионер, указывая, где раньше были колодцы, спасавшие жителей дома от подтопления. — Когда строили, я к бригадиру подходил, спрашивал, зачем такой уклон делаете, вся вода ведь к нам пойдёт. Мне ответили, мол, не мешай, так надо.

Дело самих утопающих

Цитировать документы, собранные пенсионером, можно бесконечно. Старик воюет с чиновниками из года в год, вот только ситуация не меняется.

— По вопросу дома я ездил в Москву четыре раза. Два раза лично беседовал с депутатом Госдумы Владимиром Комоедовым. Он обещал содействие, но так ничего и не изменилось, — рассказывает Рудинский. — В тринадцатом году обращался за помощью к региональному депутату Ревину. В четырнадцатом году он отправлял запрос Ярошуку с просьбой разъяснить, на каком основании будет строиться новый дом около нас. Просил срочно созвать комиссию для выяснений дальнейшей судьбы двора и потенциальной угрозы от намечаемого строительства. Никаких ответов. Ничего, — разводит руками мой собеседник.

Впрочем, долго игнорировать граждан столоначальники не могут. Следуя букве закона, в 2018 году Рудинскому ответили. Письмо, выпорхнувшее из недр администрации Калининграда, содержало лаконичный ответ, точнее, предложение: провести техническую экспертизу строения самим жильцам, за свой счёт.

Сослались чиновники и на тот факт, что 18 апреля 2018 года был проведен визуальный осмотр дома специалистами мэрии и управляющей организации. Осмотрев «достопримечательности», некие эксперты люди постановили, что дворовой проезд многоквартирного дома находится в удовлетворительном техническом и санитарном состоянии. Придомовая территория и подвальное помещение дома не подтоплены, а цементные полы лишь переувлажнены. В общем, аварийного состояния несущих конструкций не наблюдается.

Резюмировали заключение обнадёживающие строки: «Выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома № 17/27 по улице Куйбышева предусмотрено в период с 2042 по 2044 годы. Виды работ в настоящее время не определены».

К слову, реконструкцией дома в 2018 году занималась управляющая компания «УК Невский» и ещё один неизвестный подрядчик (наименование организации не указано). В актах содержится перечень работ: заделка подпольных окон (стоимостью ноль рублей), заделка трещин на балконных плитах штукатуркой (стоимость 33 тысячи 512 рублей), смена навесного замка на подвалах (стоимость 424 рубля 50 копеек), а также проведение иных работ, по большей части связанных с электричеством.

Перелистывая бумаги, Станислав Эдвардович находит и судебное решение Ленинградского районного суда. Иск был подан в отношении управляющей компании и городской администрации. Заявитель требовал принудить ответчиков произвести работы по текущему и капитальному ремонту. Причём Рудинский ходатайствовал, чтобы заседание было выездным.

— У судьи все мои бумаги, акты и заключения были. На 70 листах всё предоставил, — вспоминает Станислав. — Она всё это прочитала, изучила, значит, и суд вынес решение: По каждому моему требованию отказать. Оставили только пункт, где я требовал санитарную очистку подвалов, да взыскали с управляющей компании 1000 рублей — как бы мне на компенсацию морального вреда.

К решению суда управляющая компания прислушалась. Для виду её работники принялись очищать подвалы от гнилых досок и прочего мусора. Но, со слов жильцов, активные действия коммунальщиков продлились не долго. Часть мусора вывезли, часть попрятали по уцелевшим кладовкам, которые больше напоминают старенькие перегородки, за которыми дети играют в прятки.

На очистку подвалов управляющей компании отвели 30 дней — с 21 января 2019 года. На дворе уже апрель, а мусор где-то лежит, куда-то рассован. Припрятан. Как чья-то совесть.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру