Поболтали и разошлись: кирха Гросс Биршкаллена — немецкое прошлое и калининградское небытие

Парадоксально, но факт: старинные церковные объекты в Калининградской области имеют собственника, но не имеют хозяина.

Парадоксально, но факт: старинные церковные объекты в Калининградской области имеют собственника, но не имеют хозяина.
Фото: Иван Привалов, группа Königsberg/Kaлининград («ВКонтакте»)

В конце марта 2019 года одной из самых важных новостей Санкт-Петербурга была отмена передачи Русской православной церкви Исаакиевского собора, где ныне располагается один из самых знаменитых музеев города и всей страны. За такое решение выступили сами петербуржцы. Они голосовали, пикетировали, писали петиции и прошения. Как итог к ним прислушались.

В Калининградской области дела обстоят немного иначе. Многочисленные кирхи, являющиеся историческими памятниками, были переданы церкви без лишнего шума. Увы, большинство из них продолжают разрушаться. Поскольку ни консервация, ни ремонт, ни иные восстановительные работы их так и не коснулись.

Сейчас калининградцы активно обсуждают судьбу погибающей кирхи Гросс Биршкаллена. Люди сетуют на нерадивость «батюшек» и чиновников. В вопросах сохранения и ответственности разбирался и корреспондент «МК» в Калининграде».

Скажи-ка дядя, ведь недаром?

Закон о передаче РПЦ имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, всероссийский. Так или иначе от него пострадал каждый регион, но потери Калининградской области аховые — 133 заброшенные кирхи. Оно и понятно: сооружения, перечисленные на бумаге, — это одно, а забота о них, как выяснилось, — задача непосильная.

Против закона, подписанного премьером Дмитрием Медведевым, выступали многие. Наиболее пророческими оказались слова директора музеев Московского Кремля Елены Гагариной: «Когда вы приходите в любой католический храм за рубежом, то видите, что там ведутся службы и ходят туристы. Образы и фрески являются музейными экспонатами и принадлежат государству, и Церковь несёт за них ответственность. Что касается нашего законопроекта, то я предполагаю, что ситуация будет совершенно иной», — отмечала она накануне упомянутого решения правительства.

Так и вышло. Имущество передали, а дальше хоть трава не расти. Избавилось ли государство от лишнего груза ответственности или просто оказалось недальновидным, сказать трудно. Но факт остаётся фактом — церковь не купила ни одного кирпича. А коли так, то можно этими кирпичами особо и не дорожить.

О разрушении немецких кирх в 2015 году заговорил главный архивист Государственного архива Калининградской области Анатолий Бахтин. В своём интервью журналистам «НИ» он заявил, что ещё лет 5-10, и мы не увидим и половины от того, что было на этой земле ранее.

«Даже те кирхи, которые еще в 2010 году находились в приличном состоянии, сегодня выглядят плачевно. Допустим, я тогда приезжал в поселок Залесье и видел, что если провести определенные работы, всё будет в порядке. Однако там нет верующих, которые бы создали общину, выставили, по крайней мере, охрану, чтобы попытаться сохранить памятник. Нет там и священника. Так кто же будет за церковь отвечать? Буквально через год после передачи кирхи РПЦ случился небольшой пожар. В результате здание развалилось. И таких примеров по области больше двадцати», — констатировал архивист.

В 2018 году о сложившейся ситуации высказался министр по культуре и туризму правительства области Андрей Ермак. По его словам, региональные власти вели переговоры с Русской православной церковью о передаче калининградских кирх в областную собственность, для их дальнейшего сохранения. Однако священнослужители позицию правительства не приняли.

«Наши аргументы всегда очень простые, — говорил Ермак. — Мы предлагали церкви, что если для них тот или иной объект не является приоритетом, и с точки зрения развития своей программы, они понимают, что не приступят к нему в течение ближайших 10-15 лет, отдайте его нам. Ноль. Они нам ничего не отдали».

Позиция власти по данному вопросу была, впрочем, достаточно решительной. Министр даже подчеркивал, что после получения в собственность указанных объектов, правительство готово заниматься их восстановлением и искать для этого средства. Ответ священства был более чем шокирующим: «Приведите инвестора, и мы с ним сами побеседуем». Однако, как показывает практика, инвесторы предпочитают словам представителей церковных кругов гарантии официальных властей.

Сейчас, когда неравнодушная общественность уже не может молчать о массовых разрушениях исторических памятников, возникает вопрос как у Лермонтова в «Бородино»: «Скажи-ка дядя ведь недаром»?

Жемчужина Гросс Биршкаллена

Судьбу кирхи Гросс Биршкаллена можно назвать счастливой, но всё рано или поздно заканчивается. Само здание было построено в XVIII-XIX веках. В 1878 году перед ним возвели массивную башню, в 1890—1892 годах построили новый неф. Закладные камни в основании сохранились с 1756 и 1891 годов.

Постановлением правительства Калининградской области № 132 от 23 марта 2007 года кирха получила статус объекта культурного наследия местного (муниципального) значения. В 2010-м, как и многие другие, была передана РПЦ, а к 2015 получила неофициальный статус «аварийного объекта». Некогда надёжное строение разрушается, прилегающая территория завалена коровьим навозом, стены по-тихому растаскивают на кирпичи.

О том, что кирху разбирают, сообщили и в социальных сетях. Например, в «Фейсбуке», в группе Königsberg/Калининград появился пост с подтверждающими снимками. И короткие пояснения под ними:

«Кирха. Посёлок Гремячье. Черняховский район. Объект культурного наследия. В 2010 году передан РПЦ. По-тихому разбирается на кирпич…» —  написал Иван Привалов, поднявший проблемный вопрос на поверхность.

Фото: Иван Привалов, группа Königsberg/Kaлининград («ВКонтакте»)

В подобных острых случаях интернет-общественность подключается сразу. Поскольку тема у всех на слуху, и каждая новая кирха, находящаяся, что называется, на грани, — повод высказаться.

«Как жалко. Ломают красоту. А взамен — здания непонятно из чего», — посетовала одна девушка.

Фото: Иван Привалов, группа Königsberg/Kaлининград («ВКонтакте»)

«Вместо кирхи будет кошара для овец», — иронически предположил другой пользователь.

«Кому бы передать толковому, если даже батюшки не справляются? Напротив Южного вокзала пытаются строить, в начале улицы Катина. Может там кирпичей не хватает?» — задался вопросом третий собеседник.

Откуда-то долетела новая печальная реплика: «Ужас! Будто война на дворе».

А далее — резюмирующее утверждение: «После войны она была целей».

Фото: Иван Привалов, группа Königsberg/Kaлининград («ВКонтакте»)

К сожалению, это так. В годы Второй мировой войны кирха не получила серьезных повреждений. Правда, использовалась как склад. С южной стороны к зданию пристроили помещение из силикатного кирпича, полностью переложили крышу. Одним словом, нашли применение. Пусть и такое, «советское», но о здании заботились.

«Такая же судьба у всего, что им (представителям РПЦ — прим. ред.) передали, — высказался очередной участник дискуссии. — Ну, а что? — главное дело сделано, участки земли отхватили».

Фото: Иван Привалов, группа Königsberg/Kaлининград («ВКонтакте»)

Уроженка Калининграда, ныне, судя по данным профиля, проживающая в Будапеште, была более категорична: «Надо написать патриарху Кириллу, что за безобразие творится… Раньше он лекции читал на ТВ по архитектуре и стилям храмов».

Но особой поддержки эта идея, к сожалению, у пользователей не нашла. Общественность продолжила обсуждать, в какой срок разворуют весь кирпич. И гадать, на строительство чего его пустят. Не забыли и о некогда трендовой «борьбе с германизацией».

Но вернёмся к храму. А именно к наиболее толковому вопросу в обсуждении происходящего: «Когда служба охраны памятников предъявит требование к собственнику?»

Действительно, когда? И кстати, насколько готовы (и готовы ли?) сами калининградцы отстоять будущее бывшей жемчужины Гросс Биршкаллена? Ответить должны они сами.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру