Психолог Болзан: снизить зависимость ребенка от гаджетов можно, если дать ему альтернативу

Психолог Болзан: снизить зависимость ребенка от гаджетов можно, если дать ему альтернативу
Многие родители задаются вопросом, реально ли снизить зависимость ребенка от гаджетов. Фото: архив МК в Калининграде

Многие родители задаются вопросом, реально ли снизить зависимость ребенка от гаджетов — да, если родитель понимает, зачем он это делает и как организовать альтернативу. О том, как правильно подойти к смене привычек, рассказала Ника Болзан — психолог, эксперт-практик, исследователь, автор собственных методик по работе с психологическими травмами.

Ребенку младшего возраста экран не нужен — он не осознает, что такое «мультфильм» или «телефон». Это взрослый обучает, что гаджет — источник удовольствия, способ справиться с дискомфортом. И чем раньше это обучение начинается, тем крепче формируется привычка отвлекаться от чувств через внешнюю стимуляцию. В дальнейшем это может перерасти в эмоциональную незрелость и трудности с концентрацией.

Дети, которых регулярно «глушат» гаджетами в ответ на плач, скуку или каприз, могут не научиться самостоятельно проживать эмоции. Это особенно актуально в семьях, где родитель, сам не умея регулировать стресс, бессознательно транслирует ту же модель ребенку. Такие сценарии часто уходят корнями в детские травмы самого взрослого, когда чувства игнорировались, подавлялись или были нежелательны. Цифровой шум становится привычной ширмой, за которой прячется то, что важно видеть, слышать и чувствовать.

Однако важно понимать: полный отказ от гаджетов — тоже неверная позиция в век информационных технологий. Ребенок, который совсем не пользуется гаджетами, рискует стать «белой вороной» в современном обществе. Здесь очень важен баланс, и именно его помогут установить четкие правила дома.

Эксперт дала несколько советов, которые помогут преодолеть зависимость:

  • Определите, когда и после каких дел ребенок может пользоваться гаджетами. Например, для дошкольника можно установить такое правило: сначала он встает, убирает постель, чистит зубы, читает книгу, затем идет на секцию. После секции и прогулки у него есть 60 минут, чтобы посмотреть мультики или поиграть на гаджете.
  • Если ребенок выбирает мультики, обязательно контролируйте содержание, чтобы оно было безопасным и соответствующим возрасту. Важно использовать родительский контроль и фильтрацию контента, чтобы ребенок не сталкивался с неподходящей информацией.
  • Не допускайте использования гаджетов в вечернее время и перед сном. Для детей до 9 лет просмотр экранного контента вечером не рекомендуется, так как он вызывает перевозбуждение центральной нервной системы.

Также психолог рассказала, как можно заменить времяпрепровождение в электронных девайсах:

  • Кормите ребенка не под мультики, а под рассказ — о еде, о дне, о детстве. Это развивает речь и укрепляет эмоциональную связь.
  • Если ребенок капризничает, не глушите его реакцию гаджетами, а помогайте назвать эмоции: «Ты злишься», «Ты устал». Так формируется эмоциональный интеллект.
  • Не стремитесь постоянно развлекать ребенка — создавайте насыщенную среду: мягкие кубики, шуршащие мешочки, книги, коробки с разными текстурами.

«Детям не нужно постоянное развлечение. Им нужен взрослый, рядом с которым можно быть собой — радостным, уставшим, скучающим, капризным. Не идеальным, а настоящим. Именно такое присутствие создает у ребенка чувство безопасности, которое становится фундаментом для зрелости, психологической устойчивости и доверия к себе. И в этой теплой, живой связи формируется не просто защита от зависимости — формируется способность быть в контакте с реальностью, собой и другими на всю жизнь», — резюмирует психолог Ника Болзан.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру