Законодательно вопрос оставления детей одних дома остается весьма размытым. Марина Гринвальд — социальный психолог, психотерапевт рассказала, с какого возраста можно оставлять детей одних дома.
Малолетних детей возрастом до 7 лет оставлять одних не рекомендуется. Несмотря на это, существует ряд статей, дающих понять, какая ответственность будет ждать родителя за те или иные последствия оставления ребенка одного дома.
К примеру, статья 125 УК РФ рассказывает о последствиях, предусмотренных за оставление ребенка в опасности. Мера наказания варьируется от штрафа до заключения под стражу сроком на год.
Другая статья за неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию детей 5.35 КоАП РФ, ч. 1 грозит штрафом и вниманием со стороны служб опеки. В случае, если статья перетекает в угрозу жизни и здоровью ребенка 77 СК РФ, может произойти изъятие ребенка из семьи и угроза лишения родительских прав.
Несмотря на размытость, можно опираться на косвенные признаки. К примеру, законодательно утверждено то, что родители обязаны учитывать мнение ребенка возрастом от десяти лет. К примеру, если ребенок 12 лет не хочет оставаться дома один, боится темноты или спать в пустой квартире, а родитель уходит, несмотря на протест несовершеннолетнего, это нарушение прав ребенка статья 57 СК РФ.
Оставляя ребенка возрастом до 10 лет одного дома, безусловно можно в случае судебных разбирательств получить пристальное внимание опеки. Опасность заключается вот в чем — по сути, до 18 лет ответственность за ребенка по закону на плечах родителя. Неважно, где находится ребенок и что делает, если что-то произойдет — законом это будет рассматриваться как невыполнение родительских обязанностей.
Психолог перечислила ряд необходимых условий для оставления ребенка одного дома:
- Ребенок должен знать, что будет в одиночестве.
- Ребенок должен знать правила безопасности — что нельзя распылять аэрозоли рядом с открытым огнем, касаться воды, когда в руках электроприборы и все базовые правила безопасности, связанные с огнем.
- У ребенка должен быть сценарий на случай ЧП. К примеру: пожар, прорыв труб, звонок в дверь от незнакомцев и так далее.
Если ребенок организован, занят продуктивным делом в отсутствие родителей, проинструктирован на случай любых опасных сценариев, с легкостью справляется с инструкциями самостоятельно при неожиданных «учебных тревогах» и не теряется при неожиданных, ранее не отрепетированных сценариях, значит, есть возможность оставить его на непродолжительное время одного дома.
Данная возможность определяется не возрастом, а:
- Функциональной готовностью ребенка;
- Психологической готовностью ребенка (может и хочет);
- Моральной готовностью ребенка (может, но не хочет);