Психолог Чернышов заявил, что избегание рабочих обязанностей часто обусловлено глубинным страхом перед оценкой. Об этом пишет издание 360.ru
За поведением, направленным на уклонение от работы, скрывается комплексный психологический механизм защиты от внутренних переживаний. Люди стараются спрятаться от тревоги, чувства вины, провала, критики или повышенной ответственности.
Это проявляется в нехватке мотивации, силы воли и энергии, возникающих вследствие внутреннего конфликта. Подобный механизм закладывается ещё в детском возрасте и постепенно укрепляется во взрослом периоде, порождая стандартные оправдания вроде «сейчас неподходящее время», «нет необходимых ресурсов» или «это не моя зона ответственности».
Чтобы разобраться, почему мы придумываем подобные отговорки, важно осознать ключевые факторы, лежащие в основе избегающего поведения.
Эксперт привел топ-7 наиболее распространённых причин, приводящих к отказу от активной рабочей деятельности:
1. Работа воспринимается исключительно как источник заработка. Отсутствие вдохновения, личного удовлетворения и смыслового наполнения заставляет человека минимально вовлекаться в рабочие процессы, игнорируя дополнительные обязательства и выполняя лишь предписанные инструкциями задачи.
2. Страх столкнуться с результатом своей деятельности. Четкое понимание собственных возможностей и ограничений зачастую становится причиной отказа брать ответственность за выполнение работы, поскольку потенциальная оценка её итогов вызывает сильный дискомфорт.
3. Двойственный страх неудачи и успеха. Возникают опасения как негативного («если сделаю недостаточно качественно, меня раскритикуют»), так и позитивного характера («если проявлюсь успешно, начнут предъявлять больше требований»). Таким образом, индивид предпочитает вообще не подвергаться оценке, стремясь сохранять статус-кво.
4. Профессиональная неуверенность и боязнь отрицательной оценки. Многие испытывают внутренний страх оказаться профессионально несостоятельными, неумелыми или неграмотными. Этот страх особенно остро ощущается при исполнении необычных заданий либо принятии новых ролей. Столкнувшись с ним, человек склонен закрываться, ограничивая инициативу и пряча своё истинное отношение за отговорками и бюрократическими процедурами.
5. Скрытый перфекционизм и образ «неоценённого гения». Некоторые работники убеждены, что обладают высоким уровнем компетенций и превосходством над коллегами, однако предпочитают оставаться пассивными наблюдателями, ожидая признания своего мнения извне. В случае неудачи проекта они заявляют: «Я предвидел подобный исход».
6. Выученная беспомощность. Сотрудники, воспитанные в условиях постоянных утверждений типа «у тебя всё равно не получится», усваивают установку собственной неспособности повлиять на обстоятельства. Во взрослом состоянии этот паттерн переносится на рабочую сферу: даже обладая необходимыми навыками, работник отказывается верить в собственную эффективность и контроль ситуации.
7. Синдром профессионального выгорания. Длительная физическая и эмоциональная нагрузка, утрата интереса к работе свидетельствуют о профессиональном истощении. Усталость настолько велика, что человек уже не в силах активно функционировать. Тогда он прибегает к стандартным оправданиям: «нет свободного времени», «сейчас не подходящий момент».
Кроме того, важной предпосылкой избегающего поведения является недостаток навыков управления собственными эмоциями. Постоянное столкновение с новыми рабочими задачами провоцирует возникновение чувств страха, беспокойства и раздражения. Вместо анализа эмоций человек предпочитает подавлять проблему, создавая видимость занятости бездействиями. Чтобы преодолеть это состояние, надо признаться в себе в том, что вы избегаете делать эти задачи.