Светлогорск сказочный: от средневекового Кёнигсберга до таинственного мира писателя-мистика

Иногда чудеса ожидают нас за ближайшим поворотом. Достаточно лишь свернуть в нужную сторону.

22.03.2019 в 10:35, просмотров: 1841
Светлогорск сказочный: от средневекового Кёнигсберга до таинственного мира писателя-мистика
Фото: Игорь Бернадин

Светлогорск — сравнительно небольшой приморский городок и пройти его по диагонали можно за неполный час. Основная его привлекательность в том, что он расположен на холмистой местности, среди высоких сосен, у самого Балтийского моря.

Но что делать, если вы попали в его чертоги в непривлекательное межсезонье, да ещё тогда, когда из-за недавнего шторма практически уничтожены все спуски к морю, и исчезла возможность спуститься к побережью?

Ответ один: подробно исследовать городок изнутри, обращая внимание на невидимые с первого взгляда интересные мелочи, выхватывая из сумрака теней захватывающие сюжеты многоцветного неизведанного мира.

Если будете подниматься к центральной части Светлогорска по Калининградскому проспекту, то, свернув вправо от озера Тихого на улицу Горького и пройдя полсотни метров, обнаружите раскинувшийся перед вами небольшой сказочный городок, состоящий из многочисленных крошечных домиков, заботливо расставленных в определённом порядке, повторяющем изгибы старинных улочек и русла пронизывающих город речушек.

Добро пожаловать в замок Кёнигсберг и окружавшие его города начала XVI века!

Макет замка Кёнигсберг и трёх городов — архитектурная композиция, посвящённая последним десятилетиям рыцарской эпохи периода 1511-1544 годов и состоящая из более 500 объектов, включая около 30 исторически значимых. Все сооружения выполнены из обычной глины в масштабе 1:120 размером 9 х 12 метров.

Вид на Королевский замок.

Создал эту замечательную архитектурную композицию из обычной глины в 2004 году калининградский поэт и общественный деятель Борис Бартфельд.

Кропотливый труд художника, который обращался при строительстве к историческим материалам, схемам и планам строений, гравюрам и картинам старых мастеров, позволил создать не только уникальную миниатюру поселений под открытым небом, но и придал ей историческую достоверность и соответствие реальным объектам.

Среди строений выделяется орденский замок Кёнигсберг, Дом Конвента, Штайндаммская, Альтштадтская и Лёбенихтская кирхи, капелла «Святого духа», здания ратуши трёх городов, Кафедральный собор, «Старая Альбертина», Лёбенихтский госпиталь, 18 крепостных башен на крепостных стенах, 16 крепостных ворот, шесть мостов через рукава Преголи (макеты до настоящего времени не сохранились), дома горожан, ремесленные лавки, мельницы и трактиры, улицы, переулки и площади.

Вначале макет имел электрическую подсветку, лампочки которой находились во многих домах, придавая вечерами городкам загадочность и таинственность, превращая всю композицию почти в живой средневековый «мегаполис». Но позже, от времени и неуместных действий посетителей, желавших всё проверить на прочность своими руками, макет обветшал, несколько потеряв былые роскошь и лоск.

На дальнем плане виднеется величественный Кафедральный собор на острове.

Во всех подробностях рассмотрев макет старого Кёнигсберга с соседними поселениями, не спешите покидать это место.

Совсем рядом, на территории небольшого отеля «Дом сказочника» расположен парк скульптур героев произведений Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

Неслучайно парк, как и сам отель, находятся на улице, носящей имя писателя.

Пройдя по Сказочному уголку Гофмана, представляющему собой альпийскую горку (рокарий), можно увидеть домики и скульптуры, созданные скульптором Сергеем Усачёвым вместе со своими учениками по мотивам произведений писателя: «Щелкунчик и мышиный король», «Житейские воззрения кота Мурра», «Повелитель блох», «Золотой горшок» и «Песочный человек».

Фигура страшного адвоката Коппелиуса — героя мистической новеллы «Песочный человек». Скульптор Сергей Усачёв.

Тема двойника была одной из важнейших в творчестве Гофмана. Сам великий писатель был ярким примером проявления двойственности. Одновременно он был дисциплинированным прусским юристом и творцом с неограниченной фантазией. Его метущееся творческое начало постоянно находилось в противоречии с педантичностью прусского чиновника.

«Э. Т. А. Гофман. Двойственность внутреннего мира». Скульптор Сергей Усачёв.

Среди скульптурных композиций возвышается и оригинальный памятник самому немецкому писателю — сказочнику Эрнсту Гофману, проведшему с 1776 по 1800 год свое детство и юность в Кёнигсберге.

«Памятник Э. Т. А. Гофману». Скульптор Сергей Усачёв.

Жизнь Гофмана не была простой, но он всегда оставался романтиком, верившим в будущие перемены, которые принесут только добро.