Шлюз № 5 в Георгенфельде: забытая достопримечательность Калининградской области

Этот рассказ — о печальном памятнике немецкому инженерному гению.

Этот рассказ — о печальном памятнике немецкому инженерному гению.
Фото: Наталья Фомина

Весной всегда неодолимо тянет в дорогу. Наверное, это какие-то глубинные инстинкты, доставшиеся нам от предков-кочевников. Вот и опять, едва стало пригревать солнышко, и световой день увеличился на пару часов, захотелось бросить нескончаемые домашние дела и уехать с компанией единомышленников на край области за свежими впечатлениями. Решили доехать до шлюза № 5 на Мазурском канале, который находится в Озерках Вольных (бывший Георгенфельде).

Идея постройки этого канала возникла ещё в орденские времена. Очень уж хотелось немцам иметь дешёвый и удобный водный путь для перевозки грузов в Кёнигсберг. Однако они никак не могли найти источник финансирования для воплощения задуманного в жизнь. И только в 1764-1776 годах, по инициативе обер-президента Восточной Пруссии Иоганна Фридриха фон Домхарта, был прорыли 50-километровый канал. Начинался он от озера Мауэрзее (ныне озеро Мамры в Польше) и впадал в реку Алле (ныне река Лава). Перепад высот в канале составлял 111 метров, поэтому вода самотёком шла из Мазурских озёр к городку Алленбергу. Вниз по течению поплыли баржи с грузами. Как они возвращались обратно, автору этого материала неизвестно.

Через десяток лет неглубокое русло канала стало заболачиваться, неукреплённые берега осыпались. Здесь «поселилось» многолетнее запустение. А к началу 20 века появился новый проект реконструкции Мазурского канала в старом русле, но уже с применением дамб и шлюзов. Начались грандиозные строительные работы, прерывавшиеся два раза — на время Первой Мировой войны и в связи с нехваткой финансов в годы экономической депрессии.

Но накануне Второй мировой войной работы здесь шли полным ходом. Дно канала забетонировали, построили дамбы, начали возводить десять шлюзов. Были разработаны проекты небольших гидростанций. Канал планировалось использовать в военных целях, но не успели. После поражений немецких войск в 1942 году строительство прекратилось. Так и остались стоять 18 мостов через канал и десять шлюзов в разной степени готовности. При отступлении немецких войск в 1945 году канал служил линией обороны, и большинство мостов было взорвано.

После войны граница между Польшей и Россией прошла примерно посередине канала. Пять шлюзов оказались на польской стороне, пять — на нашей. У соседей они охраняются и используются в качестве инженерных туристических объектов, и канал поддерживается в порядке. У нас же его русло заросло, обмелело, механизмы срезаны на металл. И стоят теперь одиноко бетонные исполины шлюзов, как печальные памятники немецкому инженерному гению.

К шлюзу № 5 можно добраться, проехав всего несколько километров по довольно приличной дороге из посёлка Железнодорожный. Это самый крупный шлюз на российской половине Мазурского канала. К моменту прекращения строительства в 1942 году он был готов на 95 процентов. С дороги конструкция смотрится очень внушительно, как неприступная цитадель. Сколько бы раз мы не приезжали сюда, каждый раз шлюз производит неизгладимое впечатление.

Камера шлюза имеет внушительные размеры — длина её 45 метров, ширина 7,5 метра, а глубина 15,5 метра. С верхнего бьефа (часть канала, примыкающая к плотине — прим. ред.) заходила баржа, в камере шлюза искусственно понижался уровень воды, и баржа опускалась до высоты нижнего бьефа.

Некоторое представление о масштабах даёт сравнение шлюза с фигурами людей на заднем плане.

Одно из технологических отверстий шлюза.

Практически все механизмы срезаны на металлолом.

Инженерный кубизм. Башни управления шлюзом.

Вид на Мазурский канал с высоты сооружения. Берега заросли деревьями. Вдали виднеется единственный используемый сейчас железнодорожный мост через канал.

Деревянные столбы — это остатки ограждения канала перед шлюзом. После войны канал не использовался.

Осматривать верхнюю часть шлюза следует осторожно. Тут много технологических отверстий разной формы, ограждений нет, а высота внушительная.

Вода, падающая с высоты 15 метров. Неизгладимое впечатление! Правда, к краю отвесной стены подходить страшновато. По воскресеньям сюда за адреналином приезжают калининградские любители роуп-джампинга (прыжки на альпинистских веревках с высоких объектов — прим. ред.). Говорят, когда летишь между бетонной стеной и водопадом, захватывает дух.

Желающие могут спуститься в 15-метровую шахту. Металлические скобы лестницы даже не заржавели.

К нижнему бьефу шлюза ведут бетонные ступени.

Нижний затвор шлюза вертикального типа.

Технологическая шахта снизу. Даже остались кое-какие механизмы.

Более 75 лет, прямо у дороги «спит» этот бетонный исполин, который вполне достоин статуса уникального инженерного памятника и примечательного туристического объекта. Дождётся ли он лучшей участи? Или подобно многим свидетельствам прошлого уйдёт в небытие?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру