Кирха под Полесском: мирное сосуществование лютеран и православных

Религиозные различия могут сглаживаться, если люди остаются людьми.

Религиозные различия могут сглаживаться, если люди остаются людьми.
Фото: Наталья Фомина

В Калининградской области немало средневековых руин. Каждый день неравнодушные земляки выкладывают на своих страницах в соцсетях снимки полуразрушенных замков, усадеб, церквей, которым уже не суждено ожить. На этом печальном фоне отрадно видеть результаты трудов энтузиастов, когда старинные здания получают как бы второе рождение.

Есть по дороге на Полесск большой посёлок Тургенево (бывший Гросс-Легиттен). В самом начале его, по правую сторону от трассы, стоит, удивляя своей величественностью и ухоженностью, старая средневековая кирха под новой оцинкованной крышей. Но её история не всегда была светлой.

Когда-то, ещё до прихода тевтонских рыцарей, здесь находилось святилище древних пруссов. Рыцари, как водится, святое место разорили и построили тут деревянную церковь. А в начале XV века возвели уже католический храм из полевых валунов с кирпичными вставками.

Сначала в церкви был плоский деревянный потолок. В XVI веке, в эпоху реформации, его заменили на кирпичные готические своды. Снаружи стены укрепили внешними колоннами — контрфорсами. Внутренний интерьер был богато украшен деревянной резьбой. В это же время кирха стала лютеранской.

В 1861 году в ней появился орган. После Первой Мировой войны на северной внешней стене здания установили памятник погибшим жителям прихода — двухметровую фигуру из серого камня, изображающую немецкого солдата, держащего в руках каску. У стен кирхи похоронена баронесса Дженни фон Густадт, племянница Наполеона. Сохранился фундамент от чугунного креста на её могиле. Сам крест местные жители сдали на металлолом в начале 90-х годов.

Во время войны строение не пострадало. Только памятник солдату лишился головы, которую впоследствии так и не нашли. В дальнейшем здание использовалось под клуб, потом под зернохранилище. А в конце 1960-х годов оно оказалось заброшенным и никому не нужным. В 1980-е провалилась крыша, стены начали разбирать на кирпичи. Казалось, сооружение ожидает весьма плачевная участь.

Но, как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. В 90-е годы, после развала Советского Союза, в Тургенево переселились семьи казахстанских немцев, лютеране. Тогда же посёлок впервые посетили довоенные жители Гросс-Легиттена. Было решено восстанавливать кирху совместными усилиями. В Германии собрали более миллиона марок. Ведущую роль в сборе средств сыграла Маргарита Пульвер, бывшая жительница посёлка.

В конце 1990-х годов начались ремонт и консервация кирхи. Первые реставраторы допустили немало ошибок, но здание всё-таки было спасено от разрушения. В 2004 году возобновили восстановительные работы, отремонтировали разрушенные контрфорсы.

И пусть сейчас на стенах видны яркие заплатки из нового кирпича, а крыша уже не черепичная. Главное, что храм живёт, за ним бережно ухаживают, потихоньку продолжается его реконструкция на средства членов местного прихода.

Кирха передана в аренду лютеранской общине на 49 лет, в ней проходят службы. Правда, по словам смотрителя кирхи Сергея Молодавкина, от общины в двести человек осталось чуть более десятка. Остальные перебрались на жительство в Германию. Но храм не пустует. На службы приходят и православные жители посёлка.

Постановлением правительства Калининградской области в 2007 году кирха Гросс-Легиттен получила статус объекта культурного наследия регионального значения.

Главный вход в храм находится с южной стороны здания.

Башня и неф кирхи.

Новые кирпичные контрфорсы поддерживают стены храма.

Башня пострадала от времени и рук вандалов меньше всего. Сейчас она так же устремлена ввысь, как и пятьсот лет назад.

Памятник прихожанам, погибшим в годы Первой Мировой войны.

По свежей кирпичной кладке видно, насколько здание кирхи было разрушено в 1990-е годы.

Западная алтарная часть кирхи.

Памятный камень у стен храма на месте разорённого кладбища.

Западный фронтон кирхи.

Территория церкви теперь благоустроена. За ажурным забором собраны остатки могильных плит приходского кладбища.

Памятная табличка на здании гласит: «Тем, кто здесь жил — в память. Тем, кто здесь живёт — в наследство». Очень правильные слова. В наследство живущим должна оставаться память, пусть то будут здания, книги или старые фотографии. Общество не может существовать и без своей истории, и без бережного отношения к иному прошлому. И очень радостно, что орденская кирха Гросс-Легиттен продолжает жить как место сохранения веры и духовных ценностей жителей посёлка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру