Общественный совет при мэре Калининграда: Одобрям-с! И никакого внимания к проблемам

На днях в горадминистрации состоялось прелюбопытнейшее заседание, посвящённое общественному транспорту.

12.04.2019 в 14:12, просмотров: 355
Общественный совет при мэре Калининграда: Одобрям-с! И никакого внимания к проблемам
Фото: klgd.ru

Общественность правильная и неправильная

Само моё попадание на это мероприятие — уже чудо. Информация о его проведении была размещена на личной странице Станислава Мерзлякова — чиновника, курирующего работу мэрии с общественностью. Господин Мерзляков забанил меня ещё в прошлом году за мнение о благоустройстве набережной Верхнего озера, не соответствующей его чиновничьему мировоззрению.

Кроме того, анонс заседания совета разместили в разделе для СМИ на сайте мэрии. Но как представители общественности города могли узнать, что оно там опубликовано, непонятно. Видимо, это было сделано специально, чтобы «неправильная» общественность оказалась не в курсе события, и на него смогли прийти лишь проверенные и надёжные.

На сайте администрации Калининграда, к слову, раздел «Взаимодействие с общественностью» вызывает ощущение заброшенности. Информации о проводимых мероприятиях там нет. Так, повестки и протоколы заседаний последний раз обновлялись два года назад. Последняя «новость» вышла 27 сентября 2018 года. А сам список членов Общественного совета при главе городского округа «Город Калининград» датирован 2013 (!) годом.

Кривая арифметика

Итак, заседание. Доклады спикеров носили скорее формальный характер и живого интереса у присутствующих не вызвали. Директор МКУ «Центр организации движения и пассажирских перевозок» Ольга Думанская рассказала, что скоро будет выложена информация о закупке на услуги по созданию и внедрению механизма единой транспортной карты. Введение которого позволит распространить на общественный транспорт систему безналичной оплаты, обеспечить прозрачность работы перевозчиков и получать достоверные сведения о пассажиропотоке, а также оптимизировать расходы бюджета, связанные с выплатой перевозчикам субсидий за перевозку льготных категорий граждан.

Глава МКП «Калининград-ГорТранс» Анатолий Мухомор грустно бубнил по бумажке цифры, свидетельствующие о том, что на предприятии плохо почти всё. Особенно у калининградского трамвая. На балансе предприятия осталось всего 22 вагона, средний возраст которых 30 лет.  В 1975 году их было 175. Судя по тому, что озвученная цифра несоответствия современным требованиям была «100 процентов», на «новом» польском трамвае предприятие окончательно поставило крест. На маршрут, как мы знаем, этот трамвай уже не выходит.  

Причиной упаднического состояния калининградского трамвая Мухомор назвал даже развал Советского Союза (хорошо, что не развал фашистской Германии, ибо происходил доклад на фоне картины с изображением кёнигсбергских трамваев, бодро едущих вдоль стен Королевского замка). Им было заявлено о необходимости покупки 16 новых низкопольных вагонов по 45 миллионов рублей на общую сумму 1,04 миллиарда рублей.

Для справки: если 16 умножить на 45 миллионов, получится 720 миллионов, а не 1,040 миллиарда. Вот такая арифметика.

Всего с учетом необходимых вложений в инфраструктуру калининградскому трамваю требуется 2,7 миллиарда рублей. Ситуация с троллейбусами и автобусами на муниципальном предприятии несколько оптимистичнее.

Также Анатолий Евгеньевич рассказал о перспективе перехода с троллейбусов на электробусы и преимуществе этого вида транспорта.

Фото: klgd.ru

Зеркало для слепого

Повеселили личности некоторых «общественников». Помните Леонида Петровича Донских — руководителя аппарата мэрии времён Юрия Савенко? Я вот очень хорошо помню. И помню о его родственных связях. Он является отцом экс-депутата горсовета Сергея Донских, знаменитого благодаря компании, в народе именуемой «БалтавтоХЛАМ».

Леонид Петрович сыграл не последнюю роль в том, чтобы привести муниципальный транспорт в упадок. Лучшие маршруты тогда отдали частникам, и город заполонили старые и грязные автобусы. «Калининград-Гортранс» в те времена не развивали намеренно. И говоря о нынешних неурядицах в сфере городского транспорта, Донских-старшему не помешало бы иногда смотреться в зеркало — вполне возможно, там он увидел бы, в чём причина упомянутых проблем.

Впрочем, ныне Леонид Донских — проректор по воспитательной работе, молодежной политике и набору в «Калининградском институте управления». Озвучивал он аналитические данные, подготовленные студентами и преподавателями вуза. И посему это были реальные проблемы, волнующие пассажиров общественно транспорта.

Сам Леонид Петрович, по собственному признанию, попытался воспользоваться общественным транспортом лишь единожды. «Я как-то сам без машины решил поездить. Не дождался ни Гортранс, ни частные перевозки. Хорошо кто-то из знакомых подобрал», — признался он.

«Проблемы общественного транспорта глазами горожан» — так он озаглавил свой доклад. Озвучил же Донских следующие проблемы:

– Пробки и заторы;

– Невозможность обеспечения для пожилых людей безопасности входа-выхода в автобусы из-за того, что последние не подъезжают к бордюру;

– Отсутствие выделенных полос для движения общественного транспорта;

– Хамство водителей в адрес студентов и школьников, вызывающее желание «придушить водителя или его пристрелить»;

– Жалобы горожан на водителей, не соблюдающих расписание.

Диспетчеры ряда перевозчиков, по словам Донских, сбрасывают вызовы, а в ответ на жалобы советуют больше ходить пешком. Также Леонид Петрович отметил, что качество работы перевозчиков не позволяет горожанам отказаться от личного автотранспорта. Процитировал он и губернатора, который напоминал о необходимости сначала развивать общественный транспорт, а потом делать платными парковки.

Затронул Донских проблему раннего схода с маршрутов в вечернее время «частников», пропуск остановок, плохое состояние улиц Орудийной, Пехотной, Транспортной. Также были даны советы по оптимизации графика рельсобуса Калининград – Гурьевск и добавлению дневного рельсобуса на маршруте.

А ещё выступающий озвучил пожелание лучше оповещать граждан об изменении маршрутов общественного транспорта. Он совместно со студентами не смог найти, на какой маршрут изменили автобус 75. Хотя, по словам пресс-секретаря мэрии, информация была во всех СМИ. «Значит, я слепой и все студенты слепые, вместе с профессорами», — резюмировал Леонид Донских.

Фото: klgd.ru

Кто убивал калининградский трамвай

Или взять Татьяну Павловну Груничеву, до недавнего времени занимавшую пост руководителя Управления Роспотребнадзора по Калининградской области.

17 (!) лет она являлась депутатом городского совета Калининграда, а сегодня работает советником губернатора Калининградской области. Можно продолжать озвучивать её должности и регалии и дальше, но какое отношение всё это имеет к общественности?

Начала своё выступление Татьяна Павловна со слов благодарности в адрес калининградских властей, отметив положительную динамику в организации перевозок: «Вспомним то время, когда реально было сложно сесть в общественный транспорт, а сегодня мы в минусы пишем, что автобусы гоняются за пассажирами. То есть это говорит о том, что этого достаточно».

Полнейшая оторванность от жизни. В час пик граждане добираются до работы и с работы в весьма стеснённых условиях. На «непопулярных», по мнению перевозчиков, маршрутах автобусов не дождаться — перерывы достигают часа и более. Но это факты из реальности пассажиров. «Общественница» Груничева счастливо живёт в иной реальности.

Она порадовалась созданию комитета по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры, поддержала создание транспортной карты. Закончив хвалебные речи, приятные для чиновничьих ушей, Татьяна Павловна задала вопрос о том, какой из видов городского общественного транспорта на сегодняшний день является наиболее экономичным. Прозвучал ответ: Электробус и трамвай.

Татьяна Груничева призналась, что работая в горсовете, боролась с пробками. В том числе убирая выделенные линии трамвая с улиц Горького, Невского и других. И до сих пор она считает эту борьбу своей заслугой и не понимает, что для борьбы с пробками необходимо в первую очередь развивать общественный транспорт, а не создавать скотские условия для его пассажиров. При которых любой уважающий себя человек будет стремиться купить себе персональное авто.

Идею электробусов Груничева горячо поддержала. А вот трамвай, по её мнению, «менее экологичный транспорт. Это всё равно шум, грохот, жалобы населения, тех, кто проживает вдоль такой проезжей части». «И улицы мы уже не раздвинем», — вынесла она окончательный приговор калининградскому трамваю.

Обратила «общественница» внимание и на дорожное полотно: «Я сама за рулём, если невнимательно смотришь на дорогу, попадаешь в яму. Просто люди молчат, не судятся. Если будут судиться, выигрыши будут сто процентов».

Также Татьяна Груничева отметила необходимость подготовки кондукторов. Того первичного звена, с которым сталкиваются пассажиры общественного транспорта. «Чтобы позитив был. Для этого людей надо тупо го-то-вить», — продекламировала она.

Но ведь хамство кондукторов — следствие проблем организации пассажирских перевозок. И бороться надо с причинами. Перечислю основные причины конфликтов граждан с кондукторами:

– Несоблюдение транспортом графика; эмоции от долгого ожидания пассажиры «выплёскивают» на кондукторов, а те отвечают в хамской манере;

– Наличие пассажиров-льготников и пенсионеров, которым кондукторы пеняют, что возят их бесплатно;

– Регулярное отсутствие справок у школьников;

– Замешкавшиеся со входом или выходом пассажиры (как правило, граждане пожилого возраста);

– Антисанитария в салоне транспорта.

Последний момент, кстати, по профилю Татьяны Павловны. Очень хотелось бы услышать замечание на эту тему. Но сама она ездит за рулем личного авто, поэтому больше останавливается на надуманных или теоретических проблемах. К реальности отношение они почти не имеют.

Единственная реальная проблема, озвученная ей, — отсутствие льгот для школьников на маршрутках. Особенно для тех, кто живет в районах города, где нет другого транспорта.

Фото: klgd.ru

А знаете, почему нельзя ввести эти льготы? У нас никто не в курсе, сколько школьников перевозят маршрутки. Поэтому непонятно, сколько город мог бы компенсировать перевозчику. «А как же билеты?» — спросит внимательный читатель. — Как маршрутки отчитываются о прибыли, какие сведения о доходах предоставляются для формирования тарифа?» Чего проще: сколько льготных билетов продали, столько денег и компенсировали. Логично? Но не для чиновников.

Дружное хмыканье

Общественники «с улицы» задавали и более актуальные вопросы. Татьяна Чеснокова высказалась о необходимости введения бесплатного проезда для пенсионеров и других льготных категорий по примеру Москвы. Ответ: Бюджеты у нас не московские, так что не рассчитывайте.

Я задала вопрос об изменении правил покупки льготных проездных для пенсионеров. Договорить мне, как и первой Татьяне, кстати, не дали. Госпожа Думанская завела песню о негражданах, поддельных документах и так далее.  Я отметила, что проездные покупают по паспорту РФ, чего никак не могут делать «неграждане». Меня снова перебили. Силанов пообещал подумать.  Видимо, придется обращаться по этому вопросу в прокуратуру, ибо нынешний порядок продажи льготных билетов для пенсионеров, впервые покупающих проездной, не даёт возможности льготникам пользоваться законной льготой в течение длительного периода времени из-за бумажной волокиты, введённой по надуманной причине.

Далее в дискуссию с Анатолием Мухомором вступил ещё один общественник. Который практически обвинил его в том, что тот, во-первых, сам не пользуется услугами своего транспорта, а также в том, что муниципальный транспорт не является приоритетным по сравнению с частным транспортом при составлении маршрутов. И именно поэтому данный транспорт терпит убытки. На первую претензию Анатолий Мухомор ответил, что аж два раза в неделю ездит в общественном транспорте. А на вторую принялся пространно рассуждать о сложностях общей системы налогообложения и прочих, не имеющие отношения к вопросу, вещах. Странно, но этого общественника так никто и не перебил.

Больше вопросов ни у кого из собравшихся не осталось. А вот время, отпущенное регламентом, было. Я вновь подняла руку. Основных вопросов у меня было два, так что второй я тоже захотела озвучить.

Фото: klgd.ru

Сидящие по левую руку от мэра председатель общественного совета Альвидас Мулиуолис (представитель национально-культурных автономий) и Павел Иванов (представитель садоводческих обществ) отмахнулись: «Вы уже говорили». Однако мэр великодушно велел дать мне слово. Я начала говорить про остановки, комфортные с точки зрения чиновников, не пользующихся общественным транспортом, но неудобные с точки зрения пассажиров. О том, что проект неудачный, остановки маленькие, ни от чего не защищают, лайтбоксы не используются по назначению, стекла постоянно бьют, из-за чего остановки имеют неприглядный вид. Тут раздалось дружное несогласное хмыкание правильной общественности, а госпожа Груничева грубо бросила: «Детей надо воспитывать, чтобы не били!». Про то, что необходимо ловить и привлекать к ответственности вандалов, используя возможности в том числе и камер системы «Безопасный город», я сказать уже не смогла.

Вилы и грабли

Фото: klgd.ru

В финале мероприятия Алексей Силанов рассказал о перспективах общественного транспорта в ближайшие годы. Так, после изменений федерального законодательства город будет рассчитываться с перевозчиками за пройденные километры вне зависимости от количества перевезённых пассажиров. Поэтому маршрутная сеть будет оптимизирована, дублирование маршрутов прекратится. Заверил руководитель и в том, что все виды транспорта будут сохранены.

Сообщил он и о подписании соглашения с калининградским отделением РЖД о развитии в течение пяти ближайших лет сферы рельсобусов. Упомянул о необходимости обновления и пополнения парка муниципального предприятия. Но и от сотрудничества с частными перевозками в сфере общественного транспорта администрация города отказываться не планирует. Силанов отметил, что будет приниматься ряд мер, не требующий расходов, но требующих систематической работы. Таких как контроль за перевозчиками, исполнением ими обязательств в части соблюдения графика, культуры обслуживания, санитарного состояния транспортных средств. Остановился мэр на том, что будет продолжен ремонт дорог и тротуаров в городе. В общем, прозвучали достаточно правильные слова. Как оно будет на деле, посмотрим.

На этом заседание объявили закрытым. На часах было 18 часов 17 минут. По регламенту оставалось ещё 13 минут, в течение которых можно было обсудить какие-то важные вещи.

Оба мои вопроса в сумме заняли три с половиной минуты. Увы, договорить мне не дали ни по одному из них. У членов же общественного совета, не пользующихся общественным транспортом, вопросов больше не возникло. Им было скучно тратить на такую ерунду два часа своего времени. Надеюсь, сэкономленные 13 минут они потратили с пользой.

И всё же лично мне хотелось бы, чтобы затронули вопрос категории маломобильных граждан. Их у нас представляет предприниматель Роман Аранин. Маломобильные — это не только инвалиды, но и матери с колясками, и пожилые граждане. (Про пожилых хорошо хоть Донских упомянул. Видимо, преподавательский состав института подсказал.) А тут была полная тишина. Хотя сам Аранин общественным транспортом тоже не пользуется. Да и с доступной средой в Калининграде, по его мнению, всё хорошо.

Вот такие общественники представляют горожан в общественном совете при главе Калининграда. Нетерпимые к чужому мнению, не дающие озвучить реальные проблемы. Да, слушать их выступления главе города, порой, наверное, приятно. Но неумение слышать и слушать, нежелание решать проблемы горожан ведёт к социальному взрыву. И именно эта «общественность» будет виновата, когда власть будут, что называется, поднимать на вилы члены реального общества, а не тепличного и удобного.

В принципе неплохо бы чиновникам послушать, что говорят люди на остановках и в самом транспорте. А ещё лучше — в очереди за льготными проездными. Дискуссии там с каждым месяцем всё более жаркие. Вот где правда жизни! И то, что уровень агрессии и недовольства населения растёт нельзя не заметить...

Подлинная жизнь сильно отличается от того, что прозвучало в начале апреля в стенах администрации города.

Фото из архива «МК» в Калининграде»

 

Платные парковки. Хроника событий