Начинать обучать детей обращаться с деньгами стоит пораньше. Вначале простые моменты: например, объяснять, что деньги нужны, чтобы покупать еду, игрушки или одежду. Ребёнку постарше можно выдавать карманные деньги и учить планировать их расходы. Так малыш поймёт, что деньги — это не просто бумажки или «пик» картой, а ресурс, с которым нужно уметь обращаться. О финансовом воспитании рассказывает топ-менеджер и профессор, почётный доктор наук, советник по экономике и социологии РАЕН Антон Баланов.
Воспитывать бережливость и ответственность — не значит ограничивать ребёнка или вынуждать копить деньги. Надо просто объяснить и показать: деньги — инструмент, помогающий достигать целей. Например, обсуждать покупки: зачем нужна вещь, стоит ли она своих денег, и чем её можно заменить. Ребёнок учится думать, а не легкомысленно тратить или копить просто чтоб копить. Научить надо и отличать жадность от бережливости.
Объяснить про инвестиции тоже можно. Рассказать, что деньги можно не только хранить, но и заставлять работать — сравнив их с семенами, из которых потом вырастет дерево с плодами. Можно использовать игры, где ребёнок вкладывает деньги и видит, как они растут со временем. Главное — объяснять, что инвестиции — это не способ быстро разбогатеть, а долгосрочная игра.
Учить ребёнка финансовой грамотности — это не про сложные формулы и строгие правила, это про жизнь. Про живые примеры, доверие и общение. Ребёнок поймёт, что деньги не берутся ниоткуда, что их можно копить и планировать траты, что это часть жизни. И во взрослой жизни ему будет проще.
Ранее Психолог Болзан рассказала, что снизить зависимость ребенка от гаджетов можно, если дать ему альтернативу.